Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОДНЫЙ МИР»
(Waterworld)

США, 1995, 135 мин., «Universal»
Режиссер Кевин Рейнольдс, композитор Джеймс Ньютон Ховард, сценарист Дэвид Туохи, продюсер Кевин Костнер
В ролях Кевин Костнер, Жанна Трипплхорн, Тина Мажорино, Деннис Хоппер

В 2500 году случилось так, что на полюсах Земли растаяли льды и все континенты затопило. Наша голубая планета, покрывшись водной гладью, теперь вполне оправдывает свое название. На ней живет лишь горстка людей, уцелевших после мировой катастрофы. Один из них-одинокий кормчий тримарана, Мореход. Он уже почти мутант, что-то вроде гибрида человека и жабродышащего. У этого парня вечно плохое настроение, он избегает встреч с другими представителями человеческого рода и плывет, куда глаза глядят, по бескрайним просторам океана, которым стала вся земная твердь. Когда ему надо пополнить запасы продовольствия, он пристает к берегу искусственно созданного атолла. Под стать ему и угрюмые обитатели города, к тому же человек-рыба сразу вызывает у них неприязнь. Они хватают его и сажают в подводную емкость, наполненную ядовитой жижей. Но тут начинается нападение смокеров. Это некие существа, представляющие собой разновидность особенно жестоких морских разбойников, которые отправляют на дно все, что попадается на их пути. А, потопив врага, они любят выкурить сигаретку, потому и называются смокерами-курильщиками (smoker-курильщик). Где они пополняют запас сигарет, да еще с фильтром, остается загадкой сценария. По-видимому, где-то в глубинах океана уцелели автоматы по продаже курева. К счастью, на свете существуют и некурящие, а, следовательно, хорошие люди. Сострадательная русалочка Хелен в круговороте, наступившем после нападения смокеров, освобождает Морехода. Правда, своенравный ихтиандр не влюбляется в нее с первого взгляда, но все же берет спасительницу на борт своего маленького тримарана. Дальнейшее в фильме можно считать грандиозной регатой. Мореход, Хелен и ее приемная дочь Инола отправляются на поиски сказочной суши-земли, которая лежит где-то по ту сторону горизонта. Путь к этой земле изображен на татуировке, сделанной на спине маленькой Инолы. Но зловредные смокеры с их главарем Диконом тоже пронюхали о существовании клочка суши. И вот начинается азартная гонка, во время которой Мореход и смокеры то и дело устраивают морские побоища и кораблекрушения. Беспощадному Дикону все-таки удается захватить Инолу…
Производство «Водного мира» обошлось в 175 миллионов долларов, что сделало его самым дорогостоящим фильмом в мире на то время (в мировом прокате картина собрала 265 миллионов и еще 42 миллиона выручила за право использования на территории США). То, что мы ожидали от сотрудничества Кевин Рейнольдс-Кевин Костнер, уже работавших вместе над картинами «Фанданго» (1985) и «Робин Гуд-принц воров» (1991)-это то, что анонсировалось в проектах-«Безумный Макс» (1979) на воде! «Водный мир»-это разновидность развлекательного кино, где есть действие, действие и еще раз действие над и под водой. Нельзя не признать, что это не пост-апокалиптический водный мир, скорее это гигантский аквариум, которым можно постоянно восхищаться через стеклянные стенки. Невероятность, отсутствие напряженности, неправдоподобности в сценарии и излишняя мягкость способствует потери ритма истории, в которой нет никакой оригинальности, кроме отправной точки. «Водный мир», как утверждал Костнер, являлся его попыткой создать самый выдающийся хит в истории кино, а это, как известно, стоит немалых денег. Как раз в этом Кевин Костнер, похоже, и просчитался. «Терминатор-2» (1991) обошелся в 100 миллионов долларов, «Крепкий орешек-3» (1995) стоил на 30 миллионов меньше, а третий фильм о Бэтмене всего 80. И никому не пришло в голову считать недостатками этих фильмов их огромную стоимость-ведь каждый мог сам увидеть на экране, на что были истрачены эти миллионы. Финансовые затраты совершенно не сопоставимы с творческими задачами создателей фильма, которые обусловили сложность съемочных работ. «Водный мир» выстроен как бесконечная карусель постоянно повторяющихся сражений на море, а драматургический потенциал остается неисчерпанным, никакой эмоциональной глубины у персонажей не обнаруживается. Да и в самом сюжете полно «дыр», и с фильмом, в конечном счете, происходит то же самое, что и с актерами: он плывет по воле волн, и берега нигде не видно. Когда в 1986 году король второсортного кино Роджер Корман предпринял первую неофициальную попытку создания «Водного мира», он намеревался сделать вариант «Безумного Макса» на море. Тогда же заказал сценарий Питеру Рейдеру, который в то время ставил дешевые-в финансовом смысле-картины («Stories From Lobos Creek», 1984; «Дом бабушки», 1989; «Нанят для убийства», 1991; «Бегство на ведьмину гору», 1995). Однако получился сценарий дорогостоящего фильма, который лег на полку. Прошли годы, многие интересовались сценарием, но никто не хотел браться за съемки, пока в 1991 году на горизонте не появился Кевин Костнер. Сначала он решил взять на себя и режиссуру фильма, но потом поручил это дело своему давнему другу Кевину Рейнольдсу. И когда имя Костнера украсило собой список создателей будущей картины, проект «Водного мира» вызвал в Голливуде самый живой интерес. Студии «Universal» и «Warner» повели жестокую борьбу за сценарий, который раньше никого не привлекал. Наконец «Warner» отступила, и «Universal» принялась победно размахивать чековыми книжками. Наконец в середине 1994 года на Гавайях начались съемки. Тем временем бюджет все распухал, и вскоре сумма перевалила за сто миллионов. Тогда «Universal» дала сигнал СОС. Она обрушила громы и молнии на создателей фильма и установила режим строжайшей экономии. В картине прекрасно видны места, по которым прошлась безжалостная метла отсутствия финансов. Все эти ужасы отразились и на отношениях старых друзей. При окончательном монтаже картины два Кевина переругались. Так что картина не удалась во всех отношениях. Для любителей батальных сцен в ней слишком много болтовни. Для критически мыслящего зрителя она слишком плакатна. В финальных кадрах злые смокеры идут в последний морской бой на печально знаменитом танкере «Еххоn Valdez», и тут уже становится не до смеха. Проявляется вульгарность взглядов Кевина Костнера-природоохранный кич, экологическая дешевка, замешанная на натуральных продуктах. Герой-ихтиандр, этакий пиратствующий борец за охрану окружающей среды, с зеленой серьгой в ухе-что же он делает? Отправляет ко дну нехороший танкер, тот самый, что после разлива нефти у берегов Аляски в 1989 году стал символом любых экологических катастроф и преступлений. А добрый боженька из Gгееnреасе словно только и ждал этой гнусной мести-немедленно направляет последних оставшихся в живых людей к желанной суше. Фильм номинировался на «Оскар» за лучший звук. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы и как лучший фантастический фильм года. Английская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшие спецэффекты. Фильм получил анти-приз «Razzie» за худшего актера второго плана (Хоппер), а номинировался за худшую режиссуру, актера (Костнер) и как худший фильм года. Первоначально на роль Инолы рассматривалась Анна Пакуин. Интересно, что если бы все льды на нашей планете растаяли, то океаны поднялись бы всего на несколько сот футов. Этого недостаточно, чтобы покрыть всю Землю водой. Танкер «Exxon Valdez» починили, дали ему имя «Sea River Mediterranean» и он до сих пор перевозит нефть через Атлантический океан. Спецэффектами занимались компании «Dream Quest Images», «Stetson Visual Services», «Cinesite Hollywood», «Boss Film Studios» и Мартин Брезин («Нечто реальное», 1981; «Изгои», 1983; «Волна преступности», 1985; «Кошмар на улице Вязов-4», 1988; «Зубастики-2», 1988; «Слепая ярость», 1989; «Бездна», 1989; «Иногда они возвращаются», 1991; «Леденец», 1992; «Побег из Лос-Анджелеса», 1996; «Вулкан», 1997). Визуальные эффекты сделал Дана Юричич («Крепкий орешек», 1988; «Эдвард руки-ножницы», 1990; «Игрушки», 1992; «Тень», 1994; «Дневной свет», 1996; «Искусственный разум», 2001).