В
бедных кварталах Нью-Йорка вспыхивает любовь между Тони, бывшим вожаком
банды Факелов (американцы), и Марией, сестрой предводителя банды Акул
(пуэрториканцы). Вскоре эта любовь утонет в крови…
Один из самых знаменитых в мире мюзиклов (переносящий в наше время сюжет
«Ромео и Джульетты» Уилльяма Шекспира). Во Франции он стал общепризнанным
исключением из не менее общепризнанного правила, согласно которому фильмы
в этом жанре обязательно проваливаются в широком прокате. Некая журналистка,
ненавидевшая Уайза, настаивала, что все хорошее в этом фильме обязано
своим появлением Джерому Роббинсу, сорежиссеру, хореографу и инициатору
театральной постановки. Она говорила, что Уайз вносил в съемки сумятицу,
хотя на самом деле два режиссера превосходно ладили между собой. Конечно,
фильм неровен. Но по другим причинам. Прежде всего, музыкальные номера
по своему уровню превосходят-и намного-драматические сцены, которые зачастую
банальны (по постановке) и тошнотворно сладки. Затем-и этот недостаток
гораздо серьезнее-существует большая двусмысленность во взгляде авторов
на главных героев: в зависимости от драматургических целей персонажи показываются
то как ангелочки, чуть слишком шумные и подвижные, то как настоящие демоны,
бич общества, порожденный Америкой на стадии разложения. Эта двойственность
ничего не дает в творческом плане и постепенно сводит на нет всякую значимость
произведения. Изюминка фильма, конечно же-длиннейшие финальные титры,
сделанные знаменитым Солом Бассом (навеянные настенными граффити и приборными
панелями); но редкий зритель досидит до них в кресле. Первый фильм в истории,
где «Оскар» получила два режиссера (Роберт Уайз и Джером Роббинс). Лишь
46 лет спустя братья Коэн получила награду за фильм «Старикам
тут не место» (2007). Право на экранизацию пьесы (которая выдержала
на Бродвее 732 представления) обошлось студии в 375 тысяч долларов. Первоначально
Уайз хотел видеть в роли Тони самого Элвиса Пресли. Одри Хепберн отклонила
роль Марии из-за беременности. Съемки фильма заняли 6 месяцев, после чего
еще 7 месяцев фильм монтировали. Прокат фильма в Париже продолжался 8,
5 месяцев: это рекорд в истории французского кино. В 1961 году картина
стала второй по сборам, уступив пальму первенства мультфильму «101 далматинец».
На момент своего появление пластинка с песнями к фильму стала самой продаваемой
в истории грамзаписи. Картина получила «Оскар» за лучшее художественное
оформление, операторскую работу, костюмы, режиссуру, монтаж, музыку, звук,
актера и актрису второго плана (Джордж Чакирис и Рита Морено) и как лучший
фильм года, а номинировалась за лучший сценарий. Британская киноакадемия
номинировала картину на свой приз «BAFTA» как лучший фильм года. Также
картина получила «Золотой глобус» за лучшего актера и актрису второго
плана (Чакирис и Морено) и как лучший фильм года, а номинировалась за
лучшую режиссуру и актера (Ричард Беймер). Фильм удостоился музыкальной
премии «Грэмми». В 1997 году картина была внесена на хранение в медиатеку
при конгрессе США.