Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МЫ-ВУНДЕРКИНДЫ»
(Wir Wunderkinder)

ФРГ, 1958, 105 мин., ч/б, «Filmaufbau»
Режиссер Курт Хоффманн по Хьюго Хартунг, сценаристы Хайнц Паук и Гюнтер Нойманн
В ролях Йохана фон Коциан, Ханцйорг Фельми, Вера Фридтберг, Роберт Граф, Михл Ланг, Юрген Гослар, Панкас Браун

В начале фильма закадровый голос сообщает, что его название означает «чудо-дети», поскольку чудом является то, что герои остались в живых после пережитых ими событий XX века. В центре фильма-судьба нескольких одноклассников из вымышленного провинциального города Нойштадта. События комментируются рассказчиком и аккомпаниатором, время от времени исполняющими песни. 1913 год. Во время торжественного запуска воздушного шара в честь 100-летия Битвы под Лейпцигом двое мальчишек-школьников пытаются проникнуть на шар. Одного из них, Ганса Беккеля, ловят, а другому, Бруно Тихесу, удается попасть на шар, который, однако, не долетает до цели, что не мешает Бруно на следующий день хвастать перед всем классом о якобы имевшей место встрече с Кайзером. Показано также семейство фрау Майзегайер, у которой пятеро детей от разных мужей. Проходит около десяти лет. Бруно стал стажером в банке «Штейн и сын», сыном владельца которого является одноклассник Бруно Зигфрид. Фрау Майзегайер открывает ресторан, куда пристраивает всех своих детей. Ганс учится на философском факультете в Мюнхене. Он бедный студент и для заработка раздает газеты. Рядом раздают «боевой вестник» НСДАП, однако эта партия пока мало кому известна. Также Ганс знакомится с Верой фон Ливен, с которой они начинают встречаться. Неожиданно к Гансу заходит Бруно, который сообщает, что бросил работу в банке и приехал в Мюнхен, где «что-то готовится». В ноябре 1923 года приходит новость о том, что Гитлер создал в пивной новое правительство, но Ганса это мало интересует. Он навещает в больнице Веру, у которой был аппендицит, и делает ей предложение. Вскоре Ганс получает докторскую степень, но вместо Веры к нему на квартиру приходит ее отец, который говорит, что Вера уехала в Швейцарию, потому что врачи нашли у нее «процесс в легком». В пивной Ганс встречает Бруно с товарищами в форме со свастикой, среди которых Карл Майзегайер. Они спрашивают Ганса, читал ли он «Мою борьбу». Внезапно в пивную приезжает фюрер, но Ганса выпроваживают до того, как тот входит. Проходит еще пять лет. Ганс работает в научном отделе газеты. От Веры часто приходят письма, но она по-прежнему в Швейцарии. На новогоднем карнавале Ганс знакомится с датчанкой Кирстен. На сцене исполняются сатирические куплеты про Гитлера, но прибывшая группа национал-социалистов во главе с Карлом требует прекратить пение и устраивает потасовку. Вскоре оказывается, что Кирстен стала снимать комнату в том же доме, что и Ганс. Когда наступает канун 1933 Нового года, Ганс предлагает Кирстен отметить его вместе. НСДАП приходит к власти. В редакцию к Гансу заходит Зигфрид Штейн: как еврею, ему грозит опасность, и он спрашивает у Ганса совета, бежать ли за границу сразу или подождать готовности документов. Ганс пробует попросить помощи у Бруно, в доме которого встречает и Карла, но понимает по его реакции, что Карл мечтает разделаться со Штейном. Дома Ганс получает телеграмму от Веры, которая предлагает встретиться в Вероне. Кирстен же сообщает, что она как раз уезжает к своему жениху в Данию. В Вероне Ганс и Вера встречаются спустя 10 лет после разлуки. Вера говорит, что она не вернется в Германию, где только что ее отца чуть не арестовали, так что ему пришлось эмигрировать в Париж. Ганс и Вера расстаются. В Мюнхене Ганс теряет работу в газете из-за того, что не использует нацистское приветствие. 1939 год. Ганс едва сводит концы с концами, работая упаковщиком в книжном магазине. В Мюнхен приезжает Кирстен, которая признается, что никакого жениха не было. Ганс и Кирстен едут в Данию и женятся. Но начинается война, и они оба (Кирстен теперь гражданка Германии) вынуждены вернуться в Германию. Война заканчивается, Ганс возвращается живым. У них с Кирстен двое маленьких детей. Они живут очень бедно, снимая комнату в Нойштадте. Однако Ганса навещает Зигфрид, который предлагает ему работу в редакции. Ганс также встречает Бруно, который отрекся от нацизма и снова живет неплохо, зарабатывая перепродажей вещей. 1950-е годы. После поражения в войне Германия постепенно восстанавливается. Ганс работает главным редактором газеты. Бруно стал «генеральным директором» предприятия, а Карл служит у него шофером. Рассерженный Бруно приходит в издательство, требуя опровержения статьи, написанной Гансом. По мнению Ганса, до войны люди сначала не принимали нацистов всерьез, из-за чего те пришли к власти. Но теперь людей, подобных Бруно, надо остановить. Ганс отказывается печатать опровержение, возмущенный Бруно уходит и падает в шахту закрытого на ремонт лифта. На похоронах Бруно видно множество людей, подобных ему, в том числе его бывшие соратники-нацисты, а также семья Майзегайеров, приехавших из Аргентины. Фильм заканчивается титром: «Мы предостерегаем живых. Всех…не только немцев»…
В подборке отзывов, опубликованные в журнале «Огонек», немецкий кинематографист Ганс Роденберг отметил, что картина Хауфмана «с большим успехом демонстрировалась в Германии. Она шла и в западной зоне и у нас, в демократической республике. Причина ее успеха, конечно, в очень оригинальной режиссуре, хорошем сценарии, талантливой игре артистов». По его мнению, главное в фильме-его бесспорная антифашистская и антивоенная направленность: «картина объективно разоблачает современных хозяев Бонна, предупреждает против возрождения фашизма». На Московском международном кинофестивале картина получила специальный приз. Картина получила «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.