Рэйчел Лапп, молодая вдова-амиш с маленьким сыном Сэмьюэлом едет к сестре в
другой город. В туалете на вокзале 30th Street Stationruen мальчик становится
случайным свидетелем убийства человека. Инспектор Джон Бук, ведущий расследование,
задерживает в городе мать и ребенка, чтобы тот помог опознать убийцу. Убитым
оказывается тайный агент отдела по борьбе с наркотиками. В управлении мальчик
узнает на фото человека, совершившего преступление. Им оказывается инспектор
из департамента по борьбе с наркотиками Макфи. Джон Бук сообщает об этом главе
Управления Полу Шефферу и вскоре чуть не погибает от руки Макфи-Шеффер тоже
оказывается замешан в сбыте наркотиков. Полицейская мафия начинает охоту на
неудобного свидетеля. Теперь Джон вынужден заниматься уже не расследованием,
а прятать ребенка и скрываться сам. Раненый, он увозит Рэйчел и Сэмьюэла домой,
в селение амишей, где жизнь, кажется, застыла в XIX веке. Рэйчел выхаживает
его и между ними возникает чувство. Местные жители не одобряют появление чужака,
и побег Джона в чистую бесхитростную жизнь верующих сельских тружеников оказывается
не более чем утопией. Расправившись с продажными блюстителями закона, Джон возвращается
в свой привычный мир…
Сценарий навеян одной из серий популярного телесериала «Дымок из ствола». Первоначальное
название-«Призванный домой». Студия 20th Century Fox отказалась дать зеленый
свет проекту «сельского фильма», однако сценарий заинтересовал Фила Герша, агента
Харрисона Форда. Под это громкое имя удалось найти финансирование. В качестве
режиссера Форд предложил австралийца Питера Уира, который снискал известность
фильмами о выживании архаических культур в современном мире. Хотя «Свидетель»
затрагивает ту же самую тему, Уир дал согласие на участие в проекте только после
того, как из-за финансовых проблем сорвались съемки его фильма «Берег москитов».
«Свидетель» снимался в наиболее патриархальной, меннонитской части Пенсильвании.
Поскольку амиши от участия в съемках отказались, основную часть массовки составляют
обычные меннониты. В отличие от настоящих амишей, герои фильма говорят в основном
по-немецки, а не на пенсильванско-немецком наречии. В самой известной сцене
фильма по радио звучит не оригинал знаменитой мелодии «What a Wonderful World»
Сэма Кука, а ее кавер-версия в исполнении Грега Чапмена. Фильм имел успех как
у широкой публики, так и у кинокритиков. Последних приятно удивила актерская
работа Харрисона Форда, который, по словам Дэйва Кера, здесь впервые показал
себя как нечто большее, чем шестеренка комбайна «Спилберг-Лукас». В своей рецензии
Роджер Эберт поставил «Свидетелю» наивысший балл, назвав его триллером, которым
мог бы гордиться сам Хичкок. Авторы энциклопедии allmovie также числят «Свидетель»
среди самых успешных примеров романтического триллера. В справочнике Time Out
выделено отсутствие морализаторства и готовых выводов о преимуществе общинного
сельского образа жизни над современным городским. Кер, однако, посетовал на
ходульность сценарных решений («более надуманных сюжетов не существует»).