Бедный художник Ку Шен Чай живет вместе со своей матерью в хижине возле
старой заброшенной крепости, в которой, по слухам, обитают привидения.
Однажды ночью Ку Шен Чай слышит странные звуки, доносящиеся из крепости,
а потом встречает в его окрестностях очаровательную девушку Янг Хи Чинг.
В крепости девушка скрывается от агентов, посланных коррумпированным судьей
Евнухом Веем, виновным в убийстве всей ее семьи. Вместе с Янг Хи Чинг
в крепости скрывается ее приверженец генерал Ших. Девушка одержима местью,
и Ку Шен Чай, мастер боевых искусств, решает ей помочь. Они встречаются
с таинственными и могущественными монахами Шаолиня, которыми руководит
монах Ху. Все вместе они отправляются в город, чтобы отомстить злодеям…
Мощный эпический фильм. Картина по праву входит в число ста лучших фильмов
в истории кинематографа Гонконга. Интересно, что только режиссер Кинг
Ху имеет в этом списке два фильма (второй-«Long men kezhan», 1967). По
мнению ряда специалистов, это одна из самых амбициозных кинокартин, пришедших
из Гонконга, где она провалилась в прокате. Съемки растянулись на 4 года,
включая, в частности, постройку декораций, которые должны были использовать
потом и для других фильмов. Фильм был отобран в конкурсную программу Каннского
кинофестиваля 1975 г. Он ни разу не выходил во Франции в прокат, но показывался
в рамках различных ретроспектив китайского кино. Говорить о явлении нового
гения здесь совершенно бессмысленно. Политические и религиозные нюансы
сюжета ничуть не трогают западного зрителя. Создается четкое впечатление,
что этих нюансов на самом деле нет: это лишь повод для хореографического
насилия, которое так любит местная публика-хотя Кинг Ху, после очень длинного
вступления, располагает первый бой только на 50-й минуте экранного времени.
Постановка использует движения камеры-и особенно наезды-в таком чрезмерном
изобилии, что это скоро начинает утомлять. Основное достоинство фильма
не столько в исторической реконструкции, сколько в том, как вовлекается
в действие природа. Это качество отдаленно напоминает вестерны Энтони
Манна. Примеры: бегство героини среди огромных белых скал, бой в бамбуковом
лесу, где нереальные акробатические трюки противников (прыжки, броски
кинжалов) и яркие цвета их одежд в сочетании с вертикальными силуэтами
зданий составляют довольно необычную лирическую абстракцию. Мысль об Энтони
Манне снова приходит в голову, когда режиссер располагает финальную битву
в зеленом подлеске и снимает ее с такой же свободой, как если бы его окружали
специально выстроенные декорации. Эти редкие минуты разбросаны по всему
пространству фильма, чья общая эстетика, несмотря на все оправдания культурного
свойства, гораздо ближе к Сержио Леоне, чем к Раулю Уолшу или Кендзи Мидзогути.
На Каннском кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую
ветвь», а получила специальный технический приз.