
















В основе книги личные воспоминания писателя Ричарда Матесона о том, как он в
1944 году 18-летним юношей воевал в составе 87-й пехотной дивизии на Германском
фронте под командованием бывалого сержанта Кули в его отделении молодых рекрутов,
которых затем отправляют на боевое задание сражаться против немцев…
Ричард Матисон (1926-2013)-американский писатель и сценарист, работавший в жанрах
фэнтези, ужасы и научная фантастика. Ричард Матисон родился 20 февраля 1926
в Аллендейле (штат Нью-Джерси) в семье Бертольфа и Фэнни Матисонов, иммигрантов
из Норвегии. Детство писателя прошло в Бруклине (Нью-Йорк). Его первый рассказ,
который Ричард написал еще в восьмилетнем возрасте, был опубликован в местной
газете The Brooklyn Eagle.
В 1943 году, по окончании Бруклинской Технической школы, Матисон поступает на
военную службу и в составе пехотных войск участвует во Второй мировой войне,
о чем позже напишет в автобиографическом романе «Безбородые воины» (1960). После
войны Ричард Матисон изучает журналистику в Миссурийском университете и в 1949
году получает диплом бакалавра журналистики. В 1951 году он переезжает в Калифорнию,
а 1 июля 1952 года женится на Рут Энн Вудсон. У пары рождается четверо детей,
трое из которых-Крис, Ричард Кристиан и Али-впоследствии, как и отец, станут
писателями и сценаристами. Начитавшись в детстве сказок и фантастических историй,
он реализовал мечту стать профессиональным писателем-в 1950 году в журнале «The
Magazine of Fantasy and Science Fiction» появляется его первый фантастический
рассказ о ребенке-мутанте с неестественной лексикой «Born of Man and Woman»,
а в 1954-м под таким же названием будет опубликован целый сборник его рассказов.
Матисон признался как-то, что как отец четверых детей, он сейчас бы не написал
такого рассказа, как «Рожденный людьми». Переехав в 1951 году в Калифорнию,
он вскоре обращается к написанию историй, полных леденящего ужаса, мистики,
фэнтези («Белое шелковое платье», «Выпей моей крови», «Война ведьмы», 1951;
«Безумный дом», «Соответствовать преступлению», 1952; «Дом резни», «Влажная
солома», 1953). Не гнушается он и детективным жанром-в 1953 году выходят его
романы «Ярость в воскресенье» и «Кто-то истекает кровью». Некоторые рассказы
Матисона имеют оригинальную концовку («Third from the Sun», 1950, «Deadline»,
1959 и «Кнопка, кнопка», 1970), другие тщательно исследуют характеры героев
(«Trespass», 1953; «Being», 1954 и «Немой», 1962), третьи пронизаны сатирой
на жанровые клише («The Funeral», 1955 и «The Doll that Does Everything», 1954).
В 1954 году появляется «Я-легенда», его классический роман о пандемии вампиризма,
вызванного бактерией, и о последнем человеке в мире, населенном исключительно
вампирами. Идея романа появилась под впечатлением фильма «Дракула», когда Матисон
сказал себе: «а если вместо одного вампира их будет целый мир?!». Роман «Я-легенда»
был четырежды экранизирован: «Последний человек на Земле» (1964), «Человек Омега»
(1971), «Я воин», «Я-легенда» (оба-2007), и не только прославил автора, но и
породил целую серию произведений о вампирах разных авторов в 1970-е годы. Не
меньшую известность принес Матисону и экранизированный роман «The Shrinking
Man» (1957). Уменьшившись до размеров огурца под влиянием радиоактивных осадков,
герой романа вынужден сражаться с собственной кошкой, пауком, обитающим в подвале,
ставшими для него грозной силой. В конце 1950-х годов Матисон стал сценаристом
кинокомпании American International Pictures, внесшей значительный вклад в развитие
фильмов ужасов-Ричард адаптирует ряд произведений Эдгара По (сценарии «Падение
дома Ашеров», 1960; «Колодец и маятник», 1961; «Истории ужаса», 1962 и «Ворон»,
1963). Работая над произведениями Эдгара По, Ричард внес комические нотки в
сценарии, а «Ворона» превратил в искрящуюся комедию. В 1962 году вместе с Чарльзом
Бомонтом он написал сценарий по роману Фрица Лейбера «Колдунья». Матисон обращается
к творчеству Жюля Верна и на базе двух его романов «Творец мира» и «Робур-Завоеватель»
пишет сценарии для кино. Блестящие рассказы Матисона печатаются в пяти сборниках
(1961-1970) сериала «Шок» («Крикеты», «Первая годовщина», 1960; «Девушка моих
грез», «Ах, эта Джулия!», 1963; «Добыча», 1969). Большинство своих рассказов
(86 произведений) он объединил в сборник «Собрание рассказов Ричарда Матисона»
(1989). В 1986 году отдельной книгой вышли все сценарии, написанные Матисоном
для сериала «Сумеречная зона». В 1971 году выходит фильм «Дуэль» режиссера Стивена
Спилберга. Сценарий опирался на личный опыт Матисона, когда их с другом, возвращавшихся
по пустынной дороге после игры в гольф, долго преследовал тяжелый грузовик,
параноик-водитель которого превратил обычную езду в дуэль не на жизнь, а на
смерть. В 1972 году Матисон адаптировал для кинофильма роман Джефа Райса «Ночной
преследователь», в 1973-собственный роман «Адский дом» для фильма «Легенда адского
дома», в 1975 году-создает «Трилогию Террора», а в 1980 появляется «Где-то во
времени». Матисон регулярно писал сценарии для телесериала «Сумеречная зона»,
включая знаменитую серию «Кошмар на высоте 20 тысяч футов», «The Invaders»,
«Steel» и другие. В 1986 году все свои сценарии этой серии Матисон издает отдельной
книгой. В 1990-е годы Матисон по-прежнему в седле-он издает серию книг-вестернов
(«Journal of the Gun Years», «The Gun Fight», «By the Gun»). В 1998 по его роману
«What Dreams May Come» снимают фильм «Куда приводят мечты» с Робином Уилльямсом
в главной роли, а в 1999 году следует очередная экранизация-«Отзвук эха». Выходят
очередные романы мэтра («Abu and the 7 Marvels» и «Hunted Past Reason», 2002;
«Come Fygures, Come Shadowes», 2003). Трое из четверых его детей (Крис, Ричард
Кристиан и Али) пошли по стопам отца и стали писателями и сценаристами. Наиболее
известен тезка отца, Ричард Кристиан Матисон, что добавляет путаницы при обсуждении
авторства работ. Вместе они написали рассказ «Где есть желание» (1980). Последней
крупной работой автора стал роман «Generations», изданный в 2012 году.