Электрический вестерн. Это псевдоисторическая кинофантазия, инспирированная
одним из произведений Германа Гессе и вписанная в культурный контекст своего
времени, с его хиппи, рокерами и пропагандой пацифизма. Духовидческая вестерновая
экзотика, видимо, вошла тогда в большую моду, потому что, например, Алехандро
Ходоровский в том же 1971 году снял своего «Крота», а Питер Фонда-«Наемника».
«Захарию» круг ценителей превозносит за музыкальную составляющую. Там задействован
набор культовых имен и названий, но «Захария» стоит любопытства даже в том случае,
если вы равнодушны к рок-звездам эпохи Джона Леннона. Ибо юность прекрасна,
очарование юности бесконечно, а Захария божественно юн. Итак, как бы 1889 год
(но в кадре периодически появляются музыканты современного вида). Молодой владелец
мелкого ранчо Захария купил нечто, из чего стреляют крутые парни в других крутых
парней. Вскоре его смазливый друг, местный кузнец Мэттью, был смертельно оскорблен
ворчливым крутым парнем, который не любил громкую музыку и счастливые молодые
лица, особенно красивых мальчиков. Владелец оружия Захария, поэтому он и принял
вызов на дуэль. И неожиданно для себя победил. Победитель-убийца вынужден пуститься
в бега. Так началась одиссея Захарии и Мэттью в поисках своего места среди крутых
и некрутых парней. Один решил стать самым крутым стрелком-убийцей и закономерно
превратился в гламурного подонка, а другой выбрал в новые друзья умного человека,
который намного опередил Льва Толстого с его идеей опрощения. Опрощайтесь, господа,
опрощайтесь, и будет вам счастье и близость к природе! В отличие от многих других
произведений на тему поиска смысла жизни беспокойным романтичным юношей, «Захария»
повествует о духовном пути изначального мудреца, хорошего доброго мальчика,
который не столько набирался мудрости, сколько искал способ ее сохранить и не
расплескать в житейской суете, искусах и тщеславии. Поэтому, кстати, теперь
нет сомнения, какую именно эстетику воспроизвел Альберт Пьюн в «Радиоактивных
грезах» (1985), где с житейской суетой, искусами и тщеславием решились ознакомиться
сразу два хороших добрых мальчика. Эротические аллюзии и общая концепция образов
Захарии и Мэттью, или как правильно держать пистолет. Нет никаких оснований
утверждать, что Мэттью подсознательно вожделел Захарию, а Захария предпочитал
этого не замечать. Поэтому можно просто посмотреть историю о том, как две заблудшие
души смогли вырулить с кривой дорожки, и послушать вполне достойную музыку.
Но к чему искать легкие пути. В начале фильма оба героя-и Захария, и Мэттью-одинаково
стилизованы под сладеньких солистов мальчиковых поп-групп. Но однажды Захария
дал Мэттью подержать пистолет. Мэттью доволен. Психологически он пока еще не
удручен своей манерой держаться за чужие пистолеты. Душа Мэттью чиста, и от
чистого сердца он выковал Захарии подарок на память-серебряную пулю-амулет дружбы.
И вот случился конфликт с ворчливым посетителем салуна. Совершенно посторонний
человек обозвал Захарию и Мэттью нехорошим словом с сексуальной подоплекой.
Причем особенно выделил Мэттью, а драться пришлось Захарии. Тем самым, мужественность
и самцовость Мэттью дважды поставлены под сомнение, а возразить нечего, да и
обсуждать тему никто не стал. К тому же, Мэттью вынужден навязать свое общество
Захарии в готовящемся путешествии за смыслом жизни, ведь сам Захария друга с
собой не звал. Деликатность Захарии сыграла злую шутку с самомнением Мэттью:
конфликт завязался узлом. Некоторое время приятели вращаются в богемной среде,
продюсируя вот таких вот деятелей искусств, стрелков-музыкантов. Захария первым
догадался, каким способом можно достигнуть вершин в продюсировании, и когда
подопечный сорвал кассу, Мэттью оставалось только вялой тенью тащиться следом
за более удачливым другом. Оба заражены юношеским максимализмом, поглощены идеей
стать стрелками. Каждый хочет стать лучшим в этом деле, но для Захарии стрельба-искусство,
а для Мэттью-ремесло. Искусством, то есть делом, требующим творческой самоотдачи,
для Мэттью является невинная дружба с Захарией. Желая присоединиться к рок-тусовщикам,
каждый мальчик преследует свои цели. Захария всего лишь хотел брать уроки у
блестящего ударника Джоба Кейна. А вот Мэттью решился вкусить все прелести жизни
настоящих мужиков, и готов ради этого жертвовать лично дорогим. И даже довериться
виртуозу порочных дел Джобу Кейну. Стоило ли Захарии высказывать предположение,
что если так пойдет, то однажды ему против воли и безо всякого удовольствия
придется обратить свой пистолет на Мэттью? Во время выяснения отношений между
друзьями пролегла густая тень. И пришла она со стороны обиженного Мэттью. Это
разрыв. Что ж, ревнивого приятеля рядом больше нет, и Захария пробует силы в
разврате. Но уж на что сказочной и ненатуральной выглядела затейливо изукрашенная
черепами избушка рок-тусовщиков. Однако, обиталище красотки Белль Старр выглядит
еще более искусственным. Впрочем, бордель так же увенчан крылатой человеческой
фигуркой и полностью повторяет форму пристанища рок-тусовщиков. Белль Старр
и сама какая-то не вполне естественная женщина. Тем не менее, Захария немедленно
демонстрирует ей свой пистолет и юношеский энтузиазм. На сеанс потери невинности
Захария явился весь в белом. Могу сильно ошибаться, но белое может обозначать
не только сексуальную неопытность, но и спокойное отношение к подчиненной, женской
роли в интимной сфере. Перспектива добиться статуса мачо Захарию вообще не заботит.
Но все-таки приятно услышать от женщины, что в постельных делах ты лучший из
всех, кого она приглашала в постель! А в постель к Белль Старр попадают только
лучшие из лучших стрелки и матерые убийцы. Но соревноваться с ними и оберегать
свой статус Захария совершенно не жаждет. Зато в пустыне под руководством мудрого
старца Захария познал радость быть песчинкой бытия. Тем временем, Мэттью достиг
высот духовного одичания. Парень с некогда шалопайской рожицей выработал себе
такое взрослое и монументальное выражение лица, что я наконец-то узнал актера
Дона Джонсона, которого никогда ранее не видел молодым, гладкокожим и узколицым.
Мэттью-вторая работа Дона Джонсона в кино. Может ли человек быть физически юн
(актеру здесь 22 года), но странным образом выглядеть на свои будущие 40-45
лет? Ответ перед вами. На долю Мэттью достались цинизм, разочарованность и аннигиляция
всего сущего. Первым делом, тень пистолета Мэттью настигла порочного Джоба Кейна.
Не стоило искушать нервного подростка, не стоило учить его гадостям! Но где
Джоб Кейн был убит конкурентом-поединщиком? Где развратитель и развращенный
сошлись, подобно двум гладиаторам на римской арене? У борделя Белль Старр. А
значит, победителю придется занять место в постели красотки-коллекционерки.
Поняв это, Мэттью пережил тяжелое душевное потрясение. Ему-то казалось, меткостью
стрельбы он заслужил звание крутого мужика. Накося выкуси, мальчик. Бесконечная
цепочка дуэлей и смертей нужна лишь для того, чтобы завоевать женщину, и кто
здесь самый крутой мужик-это решает женщина. Бедолаге Мэттью предстоит пройти
секс-пробы у Белль Старр-а потом, наверняка, выслушать от нее, что лучший из
лучших все равно Захария. А то Мэттью сам не знает, кто на свете всех милее!
Ох уж этот недостижимый Захария! Стрелок Захария, дамский любимчик Захария.
Теперь еще и огородник-пустынник Захария, создавший новый храм с фигуркой крылатого
человека. Первые два сооружения-храм нонконформизма (совмещенный с храмом смерти)
и храм плотской любви (совмещенный с храмом торговли)-символизировали собою
нечто внешнее, требующее коллективного взаимодействия, подчинения и стремления
подчинять. Новый храм Захарии-самая обычная могила старика. Она в песке, у нее
нет имени и славы, и срок жизни этого внутреннего храма равен сроку любви и
уважения Захарии к памяти духовного наставника. По моему восприятию, Захария
здесь максимально близок к идее храма истинной веры, очищенной от исторических
и социальных отягощений. Финальная часть истории дружбы, разрыва и примирения
натурала Захарии и ненатурала Мэттью воистину прекрасна, да к тому же и разыграна
в неожиданно комедийном ключе. Блестящая находка! Очерствевший сердцем Мэттью
готов вогнать пулю в бывшего лучшего друга, но пулю от Мэттью Захария и так
носил все время возле сердца, серебряную, на витом шнурке. Объяснение между
друзьями, замятое в момент первой дуэли Захарии, перестало быть нужным и важным.
У Мэттью больше нет оснований сомневаться в том, что Захария его любит и уважает,
и не потребует строить из себя волосатое мачо-мачо, гоняющееся за каждой юбкой…
Первоначально Боба Дилана попросили написать саундтрек к этому фильму, и ему
прислали сценарий в 1968 году. Дилан не был впечатлен, и в следующем году сказал:
«Некоторое время назад у меня был сценарий, который назывался «Захария и семь
ковбоев». Это был какой-то странный сценарий. Каждая строчка в нем была взята
из Библии. И просто собрана в текст».