Возрождающий на экране средневековые мистерии антивоенный фильм-триптих, включающий
три новеллы о путях, ведущих к смерти. Опираясь на свою необузданную фантазию,
которая вдохновлялась то картинами Шагала, то ярмарочными зрелищами, то орнаментами
национального костюма, то наивной живописью на стекле, Якубиско обращается к
кровавой истории человечества, представленной в фильме апокалиптической реальностью
революций («Дезертиры»), войн («Доминика») и грядущей атомной катастрофы («Странники»).
Временами сам, становясь за камеру (новеллу «Дезертиры» Якубиско полностью снимал
и как оператор), он создает жестокое, ужасающее своим пророчеством и цветовым
видением бредовое зрелище, полное страстей, животной агрессии и трагического
осознания тщетности благих намерений. В фильме с его горькой интонацией, исступленной
деструктивностью, тревожащими растесками кроваво-красного цвета, характерной
для сюрреализма мистической визуализацией метафор по прямому ходу, режиссер
с неистовостью одержимого ищет причины гибели мира и находит их в самом человеке,
в никогда полностью не преодоленном варварстве, в темных атавизмах, превращающих
убийство в наслаждение. В конце фильма умирает даже смерть, утратившая смысл
своего существования. Сюрреалистический юмор финального кадра-ветряная мельница
посреди безлюдного пейзажа, как бы вопрошающая о смысле человеческой жизни-подводит
последнюю черту апокалиптической картины гибели мира…
На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого льва». На
кинофестивале в Пилсене фильм получил Гран-при.