Вымышленный документальный фильм о жизни человека-хамелеона Леонарда Зелига,
который стал знаменитостью в 20-х годах прошлого века благодаря своей
способности выглядеть и вести себя как окружающие его люди. Он выглядел
как Вудроу Уилсон, миллионер, Папа Римский, Адольф Гитлер, писатель Скотт
Фитцжеральд, чернокожий джазмен, бейсболист. Но вскоре его талант стал
достоянием общественности, и Зелиг был помещен в психиатрическую лечебницу.
Там Зелига пытается вылечить доктор Еудора Флетчер и постепенно влюбляется
в его генетические аномалии…
Впервые актеров и реальных персонажей в одном кадре совместил Орсон Уэллс
в своей знаменитой картине «Гражданин Кейн» (1941), поставив Чарльза Фостера
Кейна рядом с Адольфом Гитлером. Впоследствии этот прием с использованием
компьютерных технологий применил в картине «Форест
Гамп» (1994) Роберт Земекис,
где в одном кадре совмещались Том Хэнкс и реальные исторические личности.
Оператором и постановщиком спецэффектов картины был знаменитый Гордон
Уиллис («Крестный отец», 1972). На Венецианском кинофестивале картина
получила Гран-при. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую операторскую
работу и костюмы. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов
США номинировала Вуди Аллена на свой приз «Сатурн»
как лучшего режиссера. Англичане номинировали фильм на свой приз «BAFTA»
за лучший монтаж, операторскую работу, грим, сценарий и визуальные эффекты.
Фильм номинировался на «Золотой глобус» как лучший фильм года, а Вуди
Аллен как лучший режиссер. Также Вуди Аллен получил от итальянцев приз
«Дэвид Ди Донателло» как лучший иностранный актер. Похожий фильм в 1982
году снял Карл Райнер под названием «Мертвецы
не носят пледов», где помещал персонажа в исполнении актера Стива
Мартина в сцены детективов 40-х годов. Вуди Аллен очень хотел, чтобы в
качестве одной из интервьюированных особ была Грета Гарбо. В 2007 году
итальянскими психологами была открыта редкая форма заболевания мозга,
когда человек отождествлял себя с реальной личностью (за исключением,
конечно, физической деформации). Они назвали это заболевание «синдромом
Зелига». Чтобы добиться правдоподобия совмещения Гордон Уиллис использовал
настоящие объективы, камеры, лампы и динамики 20-х годов прошлого века.
Мало того, с пенсии были вызваны многочисленные бывшие сотрудники этой
лаборатории, уже давно ушедшие на покой, чтобы показать, как они снимали
в 20-х годах прошлого века. Так как все эти совмещенные съемки потребовали
много времени, то Вуди Аллен успел снять еще два фильма: «Сексуальная
комедия в летнюю ночь» (1982) и «Бродвей Дэнни Роуз» (1984). Позднее Аллен
жаловался, что в то время не было механического метода старения пленки,
так что ему просто приходилось царапать их. На роль закадрового рассказчика
пригласили Джона Гилгуда, и он даже прочитал весь текст, но когда Аллен
услышал его голос, то заменил Гилгуда другим актером, посчитав, что голос
Гилгуда звучит слишком величественно. В фильме снялась звезда немного
кино Лилиан Гиш, но эпизод с ней не вошел в окончательный вариант фильма.
В прокате США картина собрала почти 12 миллионов долларов.