Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЗЕЛИГ»
(Zelig)

США, 1983, 79 мин., «Orion»
Режиссер и сценарист Вуди Аллен, композитор Дик Хайман
В ролях Вуди Аллен, Миа Фэрроу, Джон Букуолтер, Мартин Чатиновер

Вымышленный документальный фильм о жизни человека-хамелеона Леонарда Зелига, который стал знаменитостью в 20-х годах прошлого века благодаря своей способности выглядеть и вести себя как окружающие его люди. Он выглядел как Вудроу Уилсон, миллионер, Папа Римский, Адольф Гитлер, писатель Скотт Фитцжеральд, чернокожий джазмен, бейсболист. Но вскоре его талант стал достоянием общественности, и Зелиг был помещен в психиатрическую лечебницу. Там Зелига пытается вылечить доктор Еудора Флетчер и постепенно влюбляется в его генетические аномалии…
Впервые актеров и реальных персонажей в одном кадре совместил Орсон Уэллс в своей знаменитой картине «Гражданин Кейн» (1941), поставив Чарльза Фостера Кейна рядом с Адольфом Гитлером. Впоследствии этот прием с использованием компьютерных технологий применил в картине «Форест Гамп» (1994) Роберт Земекис, где в одном кадре совмещались Том Хэнкс и реальные исторические личности. Оператором и постановщиком спецэффектов картины был знаменитый Гордон Уиллис («Крестный отец», 1972). На Венецианском кинофестивале картина получила Гран-при. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую операторскую работу и костюмы. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала Вуди Аллена на свой приз «Сатурн» как лучшего режиссера. Англичане номинировали фильм на свой приз «BAFTA» за лучший монтаж, операторскую работу, грим, сценарий и визуальные эффекты. Фильм номинировался на «Золотой глобус» как лучший фильм года, а Вуди Аллен как лучший режиссер. Также Вуди Аллен получил от итальянцев приз «Дэвид Ди Донателло» как лучший иностранный актер. Похожий фильм в 1982 году снял Карл Райнер под названием «Мертвецы не носят пледов», где помещал персонажа в исполнении актера Стива Мартина в сцены детективов 40-х годов. Вуди Аллен очень хотел, чтобы в качестве одной из интервьюированных особ была Грета Гарбо. В 2007 году итальянскими психологами была открыта редкая форма заболевания мозга, когда человек отождествлял себя с реальной личностью (за исключением, конечно, физической деформации). Они назвали это заболевание «синдромом Зелига». Чтобы добиться правдоподобия совмещения Гордон Уиллис использовал настоящие объективы, камеры, лампы и динамики 20-х годов прошлого века. Мало того, с пенсии были вызваны многочисленные бывшие сотрудники этой лаборатории, уже давно ушедшие на покой, чтобы показать, как они снимали в 20-х годах прошлого века. Так как все эти совмещенные съемки потребовали много времени, то Вуди Аллен успел снять еще два фильма: «Сексуальная комедия в летнюю ночь» (1982) и «Бродвей Дэнни Роуз» (1984). Позднее Аллен жаловался, что в то время не было механического метода старения пленки, так что ему просто приходилось царапать их. На роль закадрового рассказчика пригласили Джона Гилгуда, и он даже прочитал весь текст, но когда Аллен услышал его голос, то заменил Гилгуда другим актером, посчитав, что голос Гилгуда звучит слишком величественно. В фильме снялась звезда немного кино Лилиан Гиш, но эпизод с ней не вошел в окончательный вариант фильма. В прокате США картина собрала почти 12 миллионов долларов.