Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАРХАТ»
(National Velvet)

США, 1944, 123 мин., «MGM»
Режиссер Кларенс Браун по Энид Багнольд, сценаристы Теодор Ривз и Хелен Дойч
В ролях Микки Руни, Элизабет Тейлор, Дональд Крисп, Энн Ривер, Анджела Лэнсбери, Артур Тричер

Бывший жокей помогает девушке подготовить дикую лошадь для участия в национальных скачках…
Конец 1920-х годов. Городок Сьюелс, графство Сассекс, Англия. Наступают летние каникулы. Возвращаясь из школы для девочек, 12-я летняя Велвет Браун из многодетной семьи мясника, вовсю увлеченная лошадьми, встречает странствующего молодого человека Майкла, вместе с которым они видят, как недавно купленная лошадь не слушается владельца Эда Галдинга, и, перепрыгнув изгородь, пытается убежать. Велвет бросается, чтобы остановить ее, и к удивлению юноши и владельца конь послушно останавливается. Когда мистер Эд сообщает, что коня зовут Пират, Вельвет говорит, что будет его впредь звать Паем. Когда владелец интересуется у Майкла, куда он направляется, он показывает тому блокнот с адресом и именем матери Велвет. За семейным ужином, на который опоздала Эдвина, мать девочки просматривает блокнот и узнает, что юноша нашел его в бумагах своего отца Дэна Тейлора после его смерти. Тед, парень Эдвины, целуют ту в щеку на прощание. Она уговаривает своего мужа Герберта оставить Мая в качестве помощника в магазине за 10 шиллингов в неделю. С неудовольствием тот соглашается; юноша же, подсмотревший, что миссис Браун прячет деньги в мешочек в чайнике на полке с вареньем, крадет их. Перед сном Велвет делает вид, что скачет на Пае, после чего узнает у матери, что отец Мая был ее тренером, когда в 20 лет она переплыла Ла-Манш, и что без него она бы не смогла добиться успеха. Бросившись в конюшню, которую отвели юноше для жилья и в которой также живет пожилая кобыла мисс Эда, девочка рассказывает гостю о разрешении остаться и работать у них, поведав также о своей безграничной любви к лошадям и желании участвовать в конкуре, став лучше наездницей в Англии. Из разговора с Маем она понимает, что он имел раньше дела с лошадьми, но прекратил это из-за падения, после которого возненавидел животных. После ухода девочки юноша относит украденные деньги обратно. Во время одной из служебных поездок Велвет и Май видят, как Пай, за которым погнался песик Джейкоб, совершает прыжок через высокую преграду. Юноша, измерив ее, рассказывает, что по высоте та превосходит некий Бичер Брук. Через некоторое время мистер Галдинг, недовольный поведением лошади, принесшей ему лишь убытки своими побегами, проводит лотерею, где в качестве приза выставляет непослушное животное. Велвет умоляет отца позволить ей участвовать, но мистер Браун непреклонен. Однако во время обеда Май дарит четырем детям Браунов по лотерейному билету. Зрителя, усомнившегося в честности мистера Брауна, заставляют вытянуть выигрышный билет, которым становится №113. Видение расстроенной девочки сбывается-к их дому ведут Пая, та теряет сознание. Оказалось, что № 113 никто не купил, и со второго раза выигрышным оказался № 62. Отныне конь принадлежит семье всего за шиллинг. Май сообщает, что Бичер Брук-шестое и последнее препятствие На Национальном кубке в большом стипль-чезе. Парень проводит коня под окнами спальни, девочка вновь представляет себя наездницей. Вскоре мечта превращается в реальность-Велвет в восторге от Мая. Мистер Браун хочет, чтобы конь отрабатывал содержание, но своевольный Пай ломает повозку, и тот подумывает о том, чтобы сдать скакуна на скотобойню. У Энн рождается план-выставить Пая на скачки, дабы внести того в историю, она даже самовольно отправляет письмо в комиссию, откуда спустя неделю ей приходит приглашение. Из разговора с Маем, который, как оказалось, имел раньше дела со скачками и знает все препятствия на данном стипл-чейзе, Велвет узнает, что понадобятся деньги, тренер и жокей для приведения плана в жизнь. За помощью девочка обращается к своей матери, та для оплаты требуемых 100 фунтов на вступительный взнос и прочие расходы отдает дочери свои золотые соверены, спрятанные на чердаке вместе с памятным альбомом, которые были ее призом за переплыв пролива. Маю поручают доставить данную сумму в Лондон, отправившись на поезде, и зарегистрировать лошадь. Мистер Браун не верит в честность юноши, который, напившись в одном из баров, чуть было не отдает деньги двоим мошенникам, предлагающим сделать выигрышную ставку, но в последний момент, вспомнив о доверии Велвет, берет себя в руки и забирает мешочек с монетами из рук проходимца. Он оплачивает регистрацию и даже возвращает пять монет сдачу изумленному мяснику. Май соглашается стать тренером Пая за половину призовой суммы. Они с Велвет с помощью карты стипл-чейза начинают ежедневные тренировки, которые проходят круглый год, Однажды зимой Эдвина пишет младшей сестре записку в школу. Оказывается, что ее парень Тед уехал в Ланкастер к тете, что вызывает у Эдвины слезы. Одновременно с этим заболевает Пай. Благодаря заботе Велвет и Мая конь быстро приходит в норму. С каждым разом наездница делает все большие успехи. Юноша принимает ставки местных жителей на победу Пая. Май рассказывает Дональду, младшему брату Велвет, сказку о лошади, малыш как обычно капризничает. В тайне от жены мистер Браун, не верящий в победу Пая, делает ставку на коня Простившись с семьей, Велвет с Маем прибывают на скачки, где получается найти лишь одного жокея, Ивана Таски, который не понравился ребятам своей надменностью и отсутствием веры в победу. Велвет просит выступить юношу, тот со слезами на глазах рассказывает, что выступал жокеем в скачках в Манчестере и, упустив поводья, стал причиной гибели другого участника. Преодолев страх, юноша совершает поездку на Пае и решает стать искомым жокеем. Однако, придя в вагон, он видит одетую Вельвет, одержимую идеей выдать себя Таски. Май поддается ее уговорам и, укоротив ее волосы, наставляет девочку, что и как нужно делать. Ставки на Пая равняются 100:1. Май представляет Велвет любопытному жокею как наездника из Латвии, не говорящего по-английски. На взвешивании девочке в седло добавляют немного веса для нормы. Лошади дают номер 28. Наездникам из Ирландии, Франции, США, Испании, Индии и прочих стран предстоит преодолеть 30 препятствий на протяжении четырех с половиной миль. Пай успешно преодолевает Бичер Брук. Зритель с биноклем, поставивший на фаворита Эбони Стара, сообщает Маю о прогрессе гонки. 7-е препятствие. Речная изгородь. Второй Бичер-Брук не преодолевают шесть наездников. Пай на четвертом вместе. Обгон Лэтта. Последнее препятствие. Обгон Табиуса. На последних секундах конь обгоняет Старра и выходит вперед. Сразу после победы Велвет падает в обморок и падает с лошади, что является нарушением правила 144 устава скачек, гласящего, что победитель не должен покидать седла до того, как достигнет стойла. Девочку доставляют в лазарет, где врач к своему удивлению обнаруживает, что перед ним девочка-подросток. Ее быстро закрывают ширмой. За данное нарушение Велвет и Пая дисквалифицируют, победу присуждают номеру 9, второе место занимает Табиус, номер 33, третье-Лэтт. История попадает во все газеты, наездница и лошадь становятся знаменитыми. По приезде в город ее встречают все жители, в местной газете она названа «Национальным бархатом» (игра слов-Велвет по-английски «бархат»). Двое репортеров расспрашивают и фотографируют Дональда, у которого недавно выпал зуб. В дом Браунов поступает много писем с заманчивыми предложениями, например, сняться в кино в Америке. Отец желает, чтобы дочь воспользовалась данным шансом и преуспела в жизни, но Велвет отказывается, что это пойдет во вред Паю, а этого она допустить не может. Расстроенный отец сжигает письма в камине и идет в конюшню, где обнаруживает, что Май готовится к отъезду. В разговоре с юношей Браун узнает о его прежнем намерении нажиться за счет их семьи, но они расстаются в добрых отношениях. Когда Велвет обнаруживает, что Май ушел, родители разрешают ей сообщить ему правду о его отце и миссис Браун. Верхом на Пае девочка догоняет посвистывающего друга в конце видимой части дороги на фоне багровых облаков…
Лауреат двух премий «Оскар» и номинант в трех категориях: лучший режиссер, операторская работа, работа художника-постановщика и работа декоратора. В 2003 году фильм был отобран в Национальный реестр фильмов.