Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОЛК НА ПОРОГЕ»
(Oviri)

Дания-Франция, 1986, 100 мин., «Cameras Continentales/Dagmar Film Produktion/Danmarks Radio»
Режиссер и сценарист Хеннинг Карлсен, сценаристы Жан-Клод Каррьер и Кристофер Хэмптон
В ролях Дональд Сазерленд, Макс фон Сюдов, Жан Янн, Софи Гробель, Валерий Гландут, Гита Норбю

Овири-это «Дикарь». Так звали знаменитого французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена, когда он жил на Таити. Фильм посвящен последним годам жизни и творчества Гогена после возвращения в Париж, где он не находит ни счастья, ни денег…
Эжен Анри Поль Гоген (1848-1903)-французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Полем Сезанном и Винсентом Ван Гогом-крупнейший представитель постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года-профессиональный художник. Работы Гогена при жизни не находили спроса, художник был беден. Картина Гогена «Когда свадьба?»-одна из самых дорогих проданных картин.
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814-1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями. Мать, Алина Мария (1825-1867), была родом из Перу из богатой креольской семьи. Ее матерью была известная Флора Тристан (1803-1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Но по пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа. Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью вернулся во Францию, чтобы получить от дяди по отцовской линии наследство, и поселился в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро учится французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 1861 году Алина открыла швейную мастерскую в Париже, а Поль готовился к поступлению в Мореходное училище. Но он не выдержал конкурса и в декабре 1865 года нанялся в плавание в качестве «курсанта», или ученика лоцмана. До 1871 года он почти непрерывно находился в плавании по всему свету: в Южной Америке, в Средиземном море, в северных морях. Будучи в Индии, он узнал о смерти матери, которая в своем завещании рекомендовала ему «сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако, прибыв в Париж в 1872 году, получил поддержку знакомого ему с детства друга матери Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной живописи. Благодаря его рекомендациям Гоген получил должность биржевого брокера. В 1873 году Гоген женился на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад, вхожей в семью Ароза. В 1874 году родился сын Эмиль, в 1877-дочь Алина, в 1879-сын Кловис, в 1881-сын Жан-Рене, в 1883-сын Поль. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. Его семья занимала все более комфортабельные квартиры, где особое внимание уделялось мастерской художника. Гоген, как и его опекун Ароза, «коллекционировал» картины, особенно импрессионистов, и понемногу писал их сам. В 1873-74 годах стали появляться его первые пейзажи, один из них выставлен в Салоне 1876 года. Гоген познакомился с художником-импрессионистом Камилем Писсарро до 1874 года, но их дружеские отношения завязались с 1878 года. Гоген был приглашен участвовать в выставках импрессионистов с начала 1879 года: коллекционера постепенно стали воспринимать всерьез и как художника. Он проводил лето 1879 года у Писсарро в Понтуазе, где писал сады и сельские пейзажи, похожие на пейзажи «мэтра», как и все то, что он будет писать вплоть до 1885 года. Писсарро познакомил Гогена с Эдгаром Дега, который всегда будет поддерживать Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля, торговца картинами импрессионистов. Дега стал владельцем около десяти полотен Гогена, в том числе «Прекрасной Анжелы», «Женщины с плодом манго», или «Хина тефатоу». В 1884 году Гоген переехал с семьей в Копенгаген, где какое-то время продолжал работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью все свое время и бросил работу брокера, из-за отсутствия средств его оставляет жена, забрав пятерых детей. Он вернулся в Париж в 1885 году. В 1886-90 годах Гоген почти все время проводил в Понт-Авене (Бретань), где общался с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле. Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния. В 1887-88 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога. Испытывая с детства, проведенного в Перу, тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уехал на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году написал целых 80 полотен. После кратковременного (1893-95) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уехал в Океанию-сначала на Таити, где взял себе в жены несовершеннолетнюю таитянку, которая родила ему сына. Закончив там картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», он пытался совершить самоубийство, приняв мышьяк, но доза оказалась слишком большой, и приступ сильнейшей рвоты спас ему жизнь. В 1901 году, один перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова) и работал в полную силу: писал пейзажи, рассказы, работал журналистом. Несмотря на болезни (в том числе сифилис), бедность, депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение за реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами. В последнее время художник тяжело страдал от болезни сердца, экземы и последствий отравления мышьяком. Сильные боли приходилось заглушать морфием. Положение усугублялось постоянными конфликтами с администрацией из-за попыток Гогена отстаивать права туземцев. Его поддержка их протестных выступлений даже привели к судебному процессу и приговору к штрафу и трем месяцам тюрьмы, но заключение не было осуществлено. Умер Гоген внезапно от сердечного приступа, вызванного, вероятно, очередной дозой морфия-у кровати лежала пустая ампула. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нем описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Стрикленда обрывается вследствие болезни проказой. В честь Гогена назван кратер на Меркурии. О последних годах жизни Гогена был снят биографический фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге» (1986). В 2003 году был снят фильм с Кифером Сазерлендом в главной роли-«Найденный рай» (2003), в котором центральное место занимают непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити. В 2017 году вышел в прокат французский фильм «Дикарь» с Венсаном Касселем в главной роли о периоде жизни художника в Полинезии.