Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Овири-это «Дикарь». Так звали знаменитого французского художника-постимпрессиониста
Поля Гогена, когда он жил на Таити. Фильм посвящен последним годам жизни
и творчества Гогена после возвращения в Париж, где он не находит ни счастья,
ни денег…
Эжен Анри Поль Гоген (1848-1903)-французский живописец, скульптор-керамист
и график. Наряду с Полем Сезанном и Винсентом Ван Гогом-крупнейший представитель
постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как
любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года
участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года-профессиональный художник.
Работы Гогена при жизни не находили спроса, художник был беден. Картина
Гогена «Когда свадьба?»-одна из самых дорогих проданных картин.
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814-1849),
был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара
«Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями. Мать, Алина
Мария (1825-1867), была родом из Перу из богатой креольской семьи. Ее
матерью была известная Флора Тристан (1803-1844), разделявшая идеи утопического
социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания
парии». В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота,
Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию.
Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался
осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Но по пути
в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа. Таким образом, до
семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления
детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная
жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись
в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. В 1855 году, когда Полю
было 7 лет, он с матерью вернулся во Францию, чтобы получить от дяди по
отцовской линии наследство, и поселился в Орлеане со своим дедом. Гоген
быстро учится французскому языку и начинает преуспевать в образовании.
В 1861 году Алина открыла швейную мастерскую в Париже, а Поль готовился
к поступлению в Мореходное училище. Но он не выдержал конкурса и в декабре
1865 года нанялся в плавание в качестве «курсанта», или ученика лоцмана.
До 1871 года он почти непрерывно находился в плавании по всему свету:
в Южной Америке, в Средиземном море, в северных морях. Будучи в Индии,
он узнал о смерти матери, которая в своем завещании рекомендовала ему
«сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение
друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако, прибыв
в Париж в 1872 году, получил поддержку знакомого ему с детства друга матери
Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной
живописи. Благодаря его рекомендациям Гоген получил должность биржевого
брокера. В 1873 году Гоген женился на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад,
вхожей в семью Ароза. В 1874 году родился сын Эмиль, в 1877-дочь Алина,
в 1879-сын Кловис, в 1881-сын Жан-Рене, в 1883-сын Поль. В последующие
десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. Его семья занимала
все более комфортабельные квартиры, где особое внимание уделялось мастерской
художника. Гоген, как и его опекун Ароза, «коллекционировал» картины,
особенно импрессионистов, и понемногу писал их сам. В 1873-74 годах стали
появляться его первые пейзажи, один из них выставлен в Салоне 1876 года.
Гоген познакомился с художником-импрессионистом Камилем Писсарро до 1874
года, но их дружеские отношения завязались с 1878 года. Гоген был приглашен
участвовать в выставках импрессионистов с начала 1879 года: коллекционера
постепенно стали воспринимать всерьез и как художника. Он проводил лето
1879 года у Писсарро в Понтуазе, где писал сады и сельские пейзажи, похожие
на пейзажи «мэтра», как и все то, что он будет писать вплоть до 1885 года.
Писсарро познакомил Гогена с Эдгаром Дега, который всегда будет поддерживать
Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля, торговца
картинами импрессионистов. Дега стал владельцем около десяти полотен Гогена,
в том числе «Прекрасной Анжелы», «Женщины с плодом манго», или «Хина тефатоу».
В 1884 году Гоген переехал с семьей в Копенгаген, где какое-то время продолжал
работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью все
свое время и бросил работу брокера, из-за отсутствия средств его оставляет
жена, забрав пятерых детей. Он вернулся в Париж в 1885 году. В 1886-90
годах Гоген почти все время проводил в Понт-Авене (Бретань), где общался
с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился
туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь
там была заметно дешевле. Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году
вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог
совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах
японские влияния. В 1887-88 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство
Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и
работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых
приступов помешательства у Ван Гога. Испытывая с детства, проведенного
в Перу, тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген,
жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уехал на Таити, где проживал
в Папеэте и где в 1892 году написал целых 80 полотен. После кратковременного
(1893-95) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он
навсегда уехал в Океанию-сначала на Таити, где взял себе в жены несовершеннолетнюю
таитянку, которая родила ему сына. Закончив там картину «Откуда мы пришли?
Кто мы? Куда мы идем?», он пытался совершить самоубийство, приняв мышьяк,
но доза оказалась слишком большой, и приступ сильнейшей рвоты спас ему
жизнь. В 1901 году, один перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова)
и работал в полную силу: писал пейзажи, рассказы, работал журналистом.
Несмотря на болезни (в том числе сифилис), бедность, депрессию, лучшие
свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение за реальной жизнью и
бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами. В последнее
время художник тяжело страдал от болезни сердца, экземы и последствий
отравления мышьяком. Сильные боли приходилось заглушать морфием. Положение
усугублялось постоянными конфликтами с администрацией из-за попыток Гогена
отстаивать права туземцев. Его поддержка их протестных выступлений даже
привели к судебному процессу и приговору к штрафу и трем месяцам тюрьмы,
но заключение не было осуществлено. Умер Гоген внезапно от сердечного
приступа, вызванного, вероятно, очередной дозой морфия-у кровати лежала
пустая ампула. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году
в Париже было выставлено 227 его работ. Жизнь Гогена легла в основу романа
Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нем описывается простой английский брокер
Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом для того чтобы заниматься
живописью. В романе жизнь Стрикленда обрывается вследствие болезни проказой.
В честь Гогена назван кратер на Меркурии. О последних годах жизни Гогена
был снят биографический фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк
на пороге» (1986). В 2003 году был снят фильм с Кифером Сазерлендом в
главной роли-«Найденный рай» (2003), в котором центральное место занимают
непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити. В 2017 году
вышел в прокат французский фильм «Дикарь» с Венсаном Касселем в главной
роли о периоде жизни художника в Полинезии.