Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПОДОПЕЧНЫЙ»
(Sticenik)

Югославия, 1966, 100 мин., ч/б, «Avala Film»
Режиссер Владан Слиепчевич, сценарист Йован Чирилов, композитор Боян Адамич
В ролях Любиша Самарджич, Спела Розин, Станислава Пешич, Раде Маркович

Герой фильма-Иван, молодой и амбициозный человек, который хочет подняться на вершину социальной лестницы. Он не выбирает средства, чтобы добраться до финиша. Иван приходит в издательство, которое отвечает за выявление молодых талантов, но это не слишком интересует поэта. Иван знакомится с Качей, которая помогает ему устроиться на работу на телевидение, а затем начинает вести параллельную любовную жизнь с Драганом и Кристмасом. Постепенно Иван становится смелее по отношению к людям в их окружении. В конце концов, это приводит к драке между ним и Качей, и из-за этого Иван уходит с телевидения…
На Московском международном кинофестивале картина заняла второе место. На кинофестивале в Пуле картина получила Гран-при.
Из журнала «Искусство кино». Ассоциации откровенно прямолинейны: автомобильное кладбище, трупы троллейбусов, долговязый молодой человек с проржавевшей железякой, прозрачная беловолосая девушка. Удар по стеклу, звон, осколки. Еще удар, еще, еще. Ему бы войти в раж, крушить, неистовствовать, а он-ни злости, ни ярости, ни удовольствия. И текст, обрывки фраз, тоже нехотя и вымученно, между делом. Она. Каков ты человек, не пойму? Он. Разный я, понимаешь? Она понимает: поэт. Впрочем, она это знает давно, ибо то, что показано в начале фильма «Подопечный», финал или почти финал картины. История поэтической души? Не только. Ибо ассоциации на этом не кончаются. Есть еще и традиция, давняя, французская: Растиньяк, Жюльен Сорель. Девятнадцатый век, анатомия романтического карьеризма, честолюбие, воля к победе, горящие глаза варвара пред столицей мира, отдающейся ему. И женщины-милые, хорошенькие, красавицы. Женщины-ступеньки по пути к вершине. Сценарист Йован Чирилов предложил режиссеру Владану Слиепчевичу наисовременнейший вариант Растиньяка-овладевшего оружием социальной демагогии, поставившего социальный лексикон эпохи на службу себе. Не только в пошломатериальном, но прежде всего в духовно-возвышенном смысле. Ибо Иван Стоянович не гонится за богатством в традиционном смысле слова, его интересует другое, менее ухватистое, но куда более осязаемое-то постоянное пребывание на переднем крае общества, которое называется славой, известностью. Чирилов и Слиепчевич, не сбиваясь на памфлет, пытаются разобраться в непростых путях карьеризма, социальной аморальности и просто человеческой бессовестности своего героя. Иван Стоянович может при случае вступить в партию, может походя разоблачить бюрократа, может в широте душевной помочь страждущему. Но все это, в конечном счете, для себя самого. И, оказывается, стимулы карьеризма не слишком изменились. Изменились методы, внешние формы, существо осталось прежним. Появилось только одно, походя отмеченное авторами, но, к сожалению, не привлекшее их внимания: та внутренняя усталость, то безразличие, пассивность темперамента, которые не позволили Ивану в момент крушения карьеры совершить единственное, всегда остающееся Растиньяку-самоуничтожение.