Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«РЕКА ТИТАШ»
(Titas Ekti Nodir Naam)

Индия-Бангладеш, 1973, 160 мин., ч/б
Режиссер и сценарист Ритвик Гатак, сценарист Адвайта Малла Бурман
В ролях Рози Самад, Кабори Сарвар, Равшан Замил, Прабир Митра, Суфия Рустам, Фарид Али, Ритвик Гатак

В рыбацкой деревушке на берегу реки живет девушка Басанти и два ее друга Кишор и Субол. Обоим юношам нравится Басанти, но она предпочитает Кишора. Однажды после рыбалки Кишор отправляется в другую деревню, чтобы продать улов. Там он спасает Раджар, дочь старосты, и по воле обстоятельств становится ее мужем. Однако на следующий день по пути в родную деревню Кишора, Раджар похищают бандиты. Ей удается спастись, но она не может вернуться к мужу, так как не успела запомнить ни его имени, ни лица. Кишор сходит с ума от горя. Басанти решает выйти замуж за Субола. Только спустя 10 лет Раджар вместе со своим сыном предпринимает попытку найти Кишора. Но из-за угрозы голода никто в его деревне не хочет ей помогать. Только Басанти, которая к этому времени уже стала вдовой, предлагает ей помощь. Кишору и Раджар удается узнать друг друга, но только незадолго до их смерти. Их сына берется воспитывать Басанти. Тем временем река начинает пересыхать, грозя лишить рыбацкую деревню источника ее существования. Насилие становится все более частым явлением. Так как средства к существованию испаряются, деревня дробится на части и ее жители становятся более отчаянными и корыстными…
Сюжет базируется на одноименной новелле Адвайта Маллабармана и рассказывает о жизни рыбаков на берегу реки Титас в округе Брахманбария в 1930-х годах. Наравне с «Канченджангой» (1962) Сатьяджита Рая и «Калькуттой 71» (1971) Мринала Сена, «Река по имени Титаш» один из предшественников Hyperlink cinema, показывающего нескольких персонажей в коллекции взаимосвязанных историй. Фильм снят в Восточной Бенгалии, вскоре после провозглашения независимости Бангладеш. После почти десяти лет, проведенных в неизвестности, страдая алкоголизмом, Гхатак вернулся к съемкам художественного кино в начале 1970-х. Чтобы начать работу, он прибыл в Дакку в 1972 году. Внезапное ухудшение состояния из-за туберкулеза в 1973 заставило режиссера отсутствовать при съемках самой важной части и редактировании фильма. Картина была завершена Баширом Ахмедом. Ричард Пропес написал в своей рецензии: «фильм-не для неопытного кинозрителя, и может время от времени быть непоследовательным, и заводит эксперимент слишком далеко, но энергия и великолепие Гхатака на всем его протяжении, делают его незабываемым фильмом о культурных изменениях и, на определенном уровне, потере идентичности личной и коллективной». А Деннис Шварц назвал его-«страстным фильмом, сделанным с большой уверенностью», добавив, что Гхатак с толком использует сюжет как трагическую аналогию того, что случилось с бенгальцами в результате раздела Бенгалии между Индией и Пакистаном в 1947 году. Картина была включена в список 10 лучших фильмов Бангладеш согласно опросу, проведенному Британским институтом кино в 2007 году. В 2010 году фильм был показан на Каннском кинофестивале в программе «Каннская классика».