Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВЕРА КРУС»
(Vera Cruz)

США, 1954, 94 мин., «Flora Productions/Hecht-Lancaster Productions»
Режиссер Роберт Олдрич, композитор Уго Фридхофер
В ролях Берт Ланкастер, Денис Дарсель, Гари Купер, Эрнест Борнайн, Сезар Ромеро, Джордж Макриди, Чарльз Бронсон

1866 год. После окончания Гражданской войны в США мексиканский народ ведет борьбу за освобождение из-под власти австрийского императора Максимилиана. Нередко бывает, что американцы так или иначе вмешиваются в конфликт. Два авантюриста-Бенджамин Трэйн, полковник армии южан, разоренный войной, и Джо Эрин, циник и эгоист, главарь банды бесшабашных наемников-за деньги получают от адъютанта императора маркиза де Лабордера задание возглавить воинский отряд и сопроводить в порт Вера Крус любовницу маркиза графиню Мари Дюварр. По дороге американцы обнаруживают, что ее карета набита сундуками, где хранятся огромные запасы золотых монет. Эти деньги-3 миллиона долларов-предназначены для того, чтобы нанять в Европе войска для императора. Однако графиня намерена их присвоить. В Вера Крусе ее ждет корабль. Графиня предлагает Трэйну и Эрину вступить с ней в долю: каждый получит треть от общей суммы. По дороге в порт конвой дважды безуспешно атакуют повстанцы-хуаристы. Графиня платит капитану, который должен взять ее на борт, и не скрывает, что собирается отплыть одна. Но появляется Эрин, довольно жестко давит на нее, и она соглашается поделить с ним добычу пополам, минуя Трэйна. Солдаты маркиза догадываются об афере и уносят золото. Трэйн, Эрин и его люди гонятся за ними, но находят лишь пустую карету. Маркиз провел ловкий обманный маневр и надежно спрятал деньги в форте. Тогда Трэйн предлагает лидеру повстанцев генералу Рамиресу помочь им отбить золото за вознаграждение в 100 000 долларов. Начинается штурм форта. Повстанцы сражаются с отвагой, которая восхищает Трэйна. Они одерживают победу. Маркиз пытается сбежать с золотом, но его убивают. Эрин намерен оставить все сокровище себе. Однако Трэйн, напротив, хочет выполнить договоренность с Рамиресом. Для этого ему приходится убить Эрина на дуэли…
За год (с июля 1954-го по май 1955) Роберт Олдрич выпускает в Америке три фильма, три ослепительных шедевра: «Апачи», «Вера Крус» и «Поцелуй меня до смерти»-и шумно врывается в историю кинематографа. Эта лента может показаться наименее выдающейся из этих трех картин, но не становится от этого менее личной. В ней есть веселый пессимизм, юмор и разрушительная жизненная сила-все, что неотделимо от внутреннего мира Олдрича. Здесь все обманывают всех-или, по крайней мере, пытаются; и ничто не в силах устоять перед повсеместной хитростью, алчностью, эгоизмом каждого персонажа: ни дружба, ни любовь, ни верность, ни честь. В финале «джентльменский» поступок героя Гари Купера (который между тем далеко не всегда ведет себя по-джентльменски) позволяет завершить фильм хэппи-эндом-оккупацией (под властью Максимилиана Первого, императора из рода Габсбургов, посаженного на трон Наполеоном Третьим, Мексика находилась с 1864-го по 1867 год; его сыграл 54-летний актер Джордж Макриди, хотя сам Максимилиан умер в 34-летнем возрасте), впрочем, довольно горьким. Впервые получив в распоряжение большой бюджет, Олдрич максимально использует возможности невезучего широкоэкранного формата и не раз выводит действие в обширные пространства, где насколько хватает глаз толпятся статисты-то на бал (снятый в роскошном дворце Чапультепека), то на бастионы вокруг большой площади, то просто-напросто на склон холма. Актерская игра, как и всегда у Олдрича, весьма колоритна как в крупных, так и в небольших ролях. Противостояние Купера и Ланкастера оборачивается в пользу Ланкастера, чья ослепительно белоснежная улыбка доминирует в этой энергичной и нигилистской картине. Во время обеденного перерыва Бронсон и Борнайн решили сходить за сигаретами в близлежащий городок. Они отправились туда на конях, в костюмах и с оружием. По дороге их остановил грузовик с вооруженными федеральными агентами, принявшими их за бандитов и взявшими на мушку. Это один из первых высокобюджетных голливудских фильмов, снятых в Мексике. Правда, местные власти были очень недовольны тем, как мексиканцы изображены в картине, поэтому настояли на том, чтобы в работе над картиной «Великолепная семерка» (1960) принимали участие их цензоры (по этой причине местные крестьяне в картине одеты в чистую белую одежду). Гари Купер принимал так много лекарств, что был импотентом во время съемок. Ему не нравилось работать с испанской актрисой Сарой Монтиель (сыгравшей Нину) также по той причине, что «он нее дурно пахнет, и она никогда не моет свои волосы». При бюджете в 1, 7 миллионов долларов картина в прокате США собрала более 11 миллионов, став одной из самых успешных в истории продюсерской компании Берта Ланкастера.