Ее
рождения боялись веками. С начала эры в своих одиноких кельях отшельники
переписывали слова страшного пророчества. В глубине времен звезды предсказали
младенцу страшную судьбу: она должна стать невестой самого дьявола. И
в конце тысячелетия Сатана восстанет из ада, чтобы вступить с несчастной
в страшный союз. Если это случится, на земле наступит царство Зла, и человечество
навсегда погрузится во тьму. Ужасное пророчество, в которое боялись поверить,
сбылось. Князь тьмы вырвался из заточения в поисках своей невесты. Время
повернулось вспять, отсчитывая мгновения до рокового финала. Но предсказатели
не учли одного-того, кто осмелится встать на пути у всесильного Люцифера,
чтобы в одиночку остановить Апокалипсис. Находящийся в разладе с самим
собой полицейский Джерико Кейн противостоит спустившемуся на землю дьяволу
и спасает героиню…
Метафора этого мистического триллера заложена в традиционном постулате
церкви-лишь поверив в Господа изгонишь бесов. Задействовав распространённые
религиозные приметы, режиссер профессионально выстроил стилистику своей
картины в соответствии с избранным жанром. Забавно повернулась судьба
Габриэля Бирна, сыгравшего здесь бизнесмена с Уолл-стрит, в чьё тело и
вселился дьявол. В картине «Стигматы»,
вышедшей несколькими месяцами ранее, он исполнил прямо противоположную
роль католического отца, исследующего по заданию Ватикана связь теологии
с реальностью. Герои фильма постоянно пускаются в сложные и запутанные
пояснения, где присутствуют римская католическая церковь, секты ватиканских
рыцарей, пророчества и другие религиозные ингредиенты, замешанные на Библии.
По замыслу создателей фильма, герой первоначально должен предстать перед
зрителем как алкоголик, находящийся в глубоком нравственном кризисе, как
страдающая, ищущая и сложная натура. В этом-то и проблема. Дело в том,
что все «зубодробительные» герои Арнольда Шварценеггера никогда не отличались
глубиной мыслей и чувствительной нравственной натурой, раскаивающейся
или сожалеющей по поводу того, сколько он разрушает или убивает людей.
Его герой никогда об этом не задумывался, ему просто не давали этого делать
сценаристы и режиссеры. Его герой был пустоголовым мачо со стальными кулаками,
который уничтожал зло и творил добро, правда, своеобразным способом. Здесь
Шварценеггер играет сложного героя, который задумывается, испытывает жалость,
страдает. Это противоречие между сложившимся стереотипом и новым амплуа
очень труднопреодолимо. А вот игра хладнокровного и невозмутимого Габриэля
Бирна, который в этом фильме выглядит почти как Аль Пачино в «Адвокате
дьявола» (1997) или двукратный обладатель «Оскара» (всего 7 номинаций)
Роберт Де Ниро в «Сердце ангела» (1987),
впечатляет. Арнольд говорит в этом фильме больше, чем в трех своих ранних
картинах («Конан-варвар», 1981;
«Конан-разрушитель», 1984; «Нечестная
сделка», 1984) вместе взятых. Кстати, очень приедается однообразная голливудская
манера заканчивать фильмы показом множества полицейских машин с мигалками
и сотней бродящих с умным видом полицейских. Словно это они выполнили
всю работу и теперь «снимают сливки». Как раз наоборот, они прибыли к
«шапочному разбору» и выглядят, ну, если и не полными, то просто дураками.
Желая показать полицию в наилучшем виде, режиссеры тем самым оказывают
им медвежью услугу, непроизвольно позоря. Ведь после драки кулаками не
машут! Габриэль Бирн-муж актрисы Эллен
Баркин. Спецэффекты делала студия «KNB» и Стэн
Уинстон. Бюджет картины составил 83 миллиона долларов, из которых
на гонорар главной звезде ушла ровно четвертая часть. В мировом прокате
картина собрала 210 миллионов. Первая картина Шварценеггера после двухлетнего
отсутствия на съемочной площадке, связанного с проблемами с сердцем. И
его первый фильм в карьере, где его герой умирает. Актер начал сниматься
у Питера Хайамса только после того, как его познакомил с режиссером его
друг Джеймс Камерон. Фильм
должен был снимать режиссер Маркус Ниспель, но когда начались проблемы
с бюджетом и сценарием, он покинул проект. В роли одного из громил, вламывающихся
в дом Шварценеггера, выступил его близкий друг-культурист Свен-Оле Торсен,
которого Арнольд приглашает в каждый свой фильм. Роль Кристины Йорк первоначально
должна была принадлежать Кейт Уинслетт. От этой роли также пришлось отказаться
Лив Тайлер, связанной контрактными обязательствами с другим проектом.
Отец Ковак говорит Джерико Кейну: «Величайшая шутка Сатаны состоит в том,
чтобы убедить человека, что его не существует». Это цитата французского
поэта Шарля Бодлера (1821-1867) звучит и в картинах «Обычные
подозреваемые» (1995), где также снялись Габриэль Бирн и Кевин Поллак,
и «Благослови дитя» (1999). Это последний
фильм, отпечатанный в формате лазерного диска (это не VHS или DVD) в США.
Роль Джерико Кейна первоначально предложили Тому Крузу. Режиссерское кресло
было предложено Гилльермо Дель Торо, но тот отказался. Это последний фильм
Рода Стайгера в Голливуде. В картине звучат песни таких исполнителей,
как «Guns N Roses», Eminem, «Everlast», Rob Zombie. На месте Габриэля
Бирна должен был оказаться Удо
Кьер, но продюсеры решили, что сражение двух германоговорящих парней
не пойдет на пользу картине, и дали Кьеру второстепенную роль. Первоначально
кресло режиссера предложили Сэму
Райми, но тот отказался ради своей картины «Из-за любви к игре» (1999).
Картина номинировалась на анти-приз «Razzie» за худшую режиссуру, актера
(Шварценеггер) и актера второго плана (Бирн, также за роль в фильме «Стигматы»,
1999).