Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ»
(From Russia with Love)

Великобритания, 1963, 115 мин., «United Artists»
Режиссер Теренс Янг по Йану Флемингу, композитор Джон Барри
В ролях Шон Коннери, Роберт Шо, Даниэла Бьянки, Педро Армендарис, Мартин Бесуик

На сей раз агент британской разведки MI-6 Джеймс Бонд отправляется в СССР на поиски шифровальной машины «Лектор». Но за ней также охотится злая организация «Спектр», намеревающаяся использовать бесценный прибор в своих целых. В Стамбуле Бонд знакомится с очаровательной русской девушкой Татьяной Романовой. Но за ними по пятам идут жестокий наемный убийца Ред Грант и бывший агент КГБ Роза Клебб. Вскоре Бонд выясняет, что Романова на самом деле-двойной агент. Ему необходимо выяснить, может ли он ей доверять?…
Во время эпизода с вертолетом ближе к концу фильма, пилот по неопытности пролетел слишком близко к Шону Коннери, едва не убив актера. Еще одна авария с вертолетом произошла, когда на его борту был сам Теренс Янг. Вертолет упал в воду, и Янг длительное время оставался под водой, хотя и в воздушном пространстве, которое сохраняла кабина. Когда режиссера достали, он сразу же возвратился за камеру с рукой на перевязи. Персонаж Криленку должен был быть болгарином, но говорил он как молдаванин или румын. Бюджет фильма составил 2 миллиона долларов: ровно в два раза больше, чем в первой картине. Роман Флеминга был в числе десяти самых любимых произведений Джона Кеннеди, о чем было напечатано в журнале «Life» 17 марта 1961 года. Узнав об этом, продюсеры решили использовать его в качестве основы для второго фильма о Джеймсе Бонде. Интересно, что это был последний художественный фильм, который посмотрел Кеннеди во время частного киносеанса в Белом доме. В первый из 17-ти раз в картине в роли Кью снимается актер Десмонд Левелин. Сцена, в которой впервые Бонд встречается в комнате отеля с Татьяной Романовой, с этого времени стала служить пробой для всех потенциальных кандидатов на роль Бонда и его подруги. Начальный эпизод в саду был навеян картиной «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). Блондин-убийца Ред Грант послужил прообразом многочисленных белокурых убийц-европейцев в следующих фильмах саги: Ганса в картине «Ты живешь только дважды» (1967), Эрика Криглера в ленте «Только для ваших глаз» (1981), Венца в фильме «Вид на убийство» (1985), Некроса в картине «Искры из глаз» (1987), Питера Франкса в ленте «Бриллианты навсегда» (1971) и Стампера в фильме «Завтра не умрет никогда» (1997). Начальная сцена, где якобы Бонда убивает Ред Грант, должна была появиться в фильме позднее, но монтажер Питер Хант (позднее ставший хорошим режиссером) предложил вставить ее до начальных титров, чтобы дать завязку последующему расследованию. Но исполнявший роль двойника Шона Коннери был так на него похож, что режиссер Теренс Янг переснял эпизод с усатым актером, чтобы исключить сходство. Джеймс Бонд появляется на экране только на 18-й минуте картины, а голос Реда Гранта звучит лишь на 80 минуте, а появляется он лично и того позже. Несколькими годами ранее этот фильм мог снять Альфред Хичкок с Кэри Грантом и Грейс Келли в главных ролях. Но коммерческий провал фильма «Головокружение» (1958) поставил на этих планах крест. Сцена с вертолетом навеяна именно сценой с самолетом-опылителем из картины мэтра «На север через северо-запад» (1959). Жестокая сцена драки в поезде длится несколько минут на экране, но снимали ее три недели, причем большую часть времени дрались сами актеры, а не их дублеры. Картина вышла в прокат в США в 1964 году, когда уже полным ходом шли съемки следующего фильма саги «Золотой палец» (1964). Из-за начавшейся холодной войны продюсеры картины не хотели, чтобы главным противником Бонда был русский, поэтому придумали врага в виде главы организации «Спектр» (а не реально существовавшей группы «Смерш»-от словосочетания «смерть шпионам»), который мстит за смерть своего сотрудника доктора Но из первого фильма. Именно после просмотра этого фильма Йан Флеминг полностью изменил свою точку зрения насчет Шона Коннери в главной роли Бонда, которого ранее считал неудачным выбором. Главный офис организации «Спектр» в фильме есть административное здание студии «Pinewood Studios». Любовная сцена между Коннери и Даниэлой Бьянки была снята с точки зрения подглядывающего, что вызвало протест цензурных органов Британии. Они потребовали сократить показ любовной сцены с этого ракурса до минимума, так как вуайеризм был слишком откровенен. Это первый фильм саги, в котором в конце провозглашалось, что «Джеймс Бонд вернется в фильме…». Последний раз такие титры впоявились в фильме «Осьминожка» (1983). В картине снялись три участницы конкурса красоты «Мисс Вселенная»: Даниэла Бьянки (Италия) и Ализа Гур (Израиль) жили в одной комнате, и Бьянки выиграла конкурс. А годом позже в конкурсе принимала участие и Мартин Бесуик. Декорации шахматной партии в начале фильма обошлись в 150 тысяч долларов, а потолок сцены был разрисованным полотном (а на полу клеток было не 64, как положено, а 80, чтобы поле выглядело больше). Во время съемок на железнодорожном вокзале Стамбуле собралось посмотреть на съемки 3500 зевак, в результате чего работа была остановлена. Теренс Янг попросил каскадера Питера Перкинса отправиться в близлежащее здание и повиснуть на балконе вниз головой, чтобы отвлечь внимание нежданных зрителей. История романа такова: в 1950 году военный атташе США был убит агентами КГБ и на ходу выброшен из Восточного экспресса (эпизод есть в романе), в свое время сам Флеминг присутствовал на конференции Интерпола в Стамбуле (так было выбрано место действия), наконец, посмотрев фильм «В Париж с любовью» (1955), писатель выбрал название романа. Шифровальная машина из фильма была навеяна знаменитой «Энигмой», в расшифровке кода которой принимал участие и сам Флеминг в 1939 году в составе группы «Ultra Network». Результаты их работы стали достоянием гласности только в 1975 году. Шон Коннери считает этот фильм лучшим в саге (со своим участием). Продюсер Альберт Брокколи добавил к нему еще две картины: «Золотой палец» и «Шпион, который меня любил» (1977). Крысы в картине должны были быть из лаборатории, поэтому их облили шоколадом, чтобы они выглядели как из канализации. Но они не стали двигаться, а спокойно сели и стали облизывать себя. Тогда принесли настоящих крыс, но те испуганно жались к стенке и не хотели двигаться в нужном направлении, пока Коннери не открыл дверь студии, куда они мигом устремились. В конце концов, съемки эпизода с крысами перенесли в Мадрид. Главный художественный оформитель саги Кен Адамс не смог работать над картиной, так как работал со Стэнли Кубриком над фильмом «Доктор Странная любовь или как я перестал беспокоиться и полюбил бомбы» (1964), куда Кубрик его ангажировал после первого фильма о Бонде. Многочисленные проблемы при съемках картины привели к тому, что она превысила съемочный график и бюджет. Лишь новаторская техника монтажа и мастерство Питера Ханта спасли фильм от еще больших расходов. Это последний фильм про Бонда, который увидел его создатель Йан Флеминг. Полковник Роза Клебб основывалась на реальной русской военной, о которой Флеминг в свое время написал статью в «Sunday Times». На ее роль продюсеры предполагали пригласить Катину Паксину. Актер Педро Армендарис во время съемок фильма был неизлечимо болен раком, который получил на съемках фильма «Завоеватель» (1956), когда снимался в пустыне штата Юта, где ранее проводились ядерные испытания. Он согласился на роль только ради того, чтобы заработать деньги для своей будущей вдовы. График съемок был составлен таким образом, чтобы успеть отснять все сцены с его участием, пока он будет способен сниматься. Но к концу съемок этих эпизодов Теренс Янг все равно был вынужден использовать вместо него дублера (а чаще всего самого себя). Армендарис месяц спустя после съемок своих сцен покончил жизнь самоубийством в госпитале Лос-Анджелеса в присутствии своего друга Эрнеста Хэмингуэя, так как рак перешел в завершающую стадию. Хотя в романах писателя Бонд предпочитает ездить на любимом «Bentley», в саге этот автомобиль появляется только в этом фильме. Актер Уолтер Готелль сыграл здесь Морзени, а впоследствии получил роль генерала Гоголя в картине «Шпион, который меня любил», к которой возвращался еще в пяти фильмах саги. Надя Реджин, играющая девушку Керима, еще снялась в роли танцовщицы в начале фильма «Золотой палец», а Мартин Бесуик, играющая цыганку, впоследствии сыграла Паулу в фильме «Шаровая молния» (1965). Шахматная партия, которую разыгрывает Кронстин, была сыграна Борисом Спасским и Давидом Бронштейном в чемпионате СССР в Ленинграде в 1960 году. Интересно, что сыгравший этого шахматиста известный польский актер Владек Шейбал не очень хотел сниматься в фильме о Джеймсе Бонде, боясь, что это может помешать его карьере. Но его друг Шон Коннери убедил актера согласиться, и эта роль очень сильно помогла его карьере. Съемки в поезде снимались в настоящем Восточном экспрессе. Сцены на корабле в конце фильма происходят возле Греции, но на самом деле снимались в Шотландии. Ружье, которое давали Бонду, было настоящим ружьем «Armalite AR-7», которое в 2005 году все еще выпускалось, хотя и под другим названием. Это одна из немногих моделей ружей, которая плавает в воде, а не тонет. В приемной русского посольства висит портрет Юрия Гагарина. Помощник режиссера Кит Ламберт впоследствии стал звукозаписывающим продюсером и менеджером знаменитой рок-группы «The Who». Для съемок Шону Коннери сшили восемь костюмов, каждый из которых стоил 2 тысячи долларов. Пилот преследующего Бонда скоростного судна был пилот ВВС США Питер Твисс, в 1956 году установивший мировой рекорд в скорости на самолете «Fairey Delta 2», составивший более 1800 км/час. Что было редкостью для того времени, фильм практически полностью был снят на натуре с минимумом декораций. На роль Татьяны Романовой претендовали Сильва Косина, Вирна Лизи, Таня Маллет, которая позднее получила роль Тилли Мастерсон в фильме «Золотой палец». Сам Флеминг считал этот роман лучшим из саги. Хотя первоначально в романе Бонда убивала Роза Клебб, так как писатель хотел прекратить писать о Бонде, разочарованный слабым интересом к саге у публики. Англичане наградили фильм призом «BAFTA» за лучшую операторскую работу. Заглавная одноименная песня картины номинировалась на «Золотой глобус». При бюджете в 2 миллиона долларов картина в мировом прокате собрала 79 миллионов и еще 32 миллиона выручила за право использования во всем мире.