Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КАРЕТА-ПРИЗРАК»
(Korkarlen)

Швеция, 1921, 100 мин., ч/б, немой, «Svensk Filmindustri»
Режиссер и сценарист Виктор Сьестрем
В ролях Виктор Сьестрем, Хильда Боргстрем, Торе Свенберг, Астрид Холм

Умирающая санитарка Армии спасения Эдит просит встречи с одним из своих подопечных, Дэвидом Холмом, которого она однажды наставила на правильный путь…В ту ночь Святого Сильвестра Дэвид пошел выпить в компании с двумя бродягами на кладбище. Во время разговора он вспоминает автомобиль-призрак и его возницу, вооруженного косой, который ищет мертвецов, чтобы увезти их в другой мир. Сначала возница увозит труп богатого человека, который покончил с собой, застрелившись в своем кабинете. Потом бедного рыбака, который нырнул и хотел достигнуть дна реки, но утонул. Дэвид объясняет, что в начале каждого года, пока не пробьет полночь, возница уступает свое место последнему умершему грешнику. Трое бродяг начинают обсуждать это. Один из них бьет бутылкой Дэвида по голове. Дэвид падает. Часы бьют полночь. Появляется возница и начинает рассказывать о прошлом Дэвида…Рабочий-столяр, женатый и отец двух детей, Дэвид в семейной жизни злоупотреблял алкоголем. Он даже побывал в тюрьме. Когда он вышел на волю и не обнаружил дома никого, он позвонил в дверь приюта Армии спасения. Медсестра Эдит приняла его и страстно молилась за спасение его души. Эдит удалось найти его жену и детей, которые остановились в приличном доме, а потом и помирить двух супругов. Но алкоголь снова берет Дэвида в свои объятия. Однажды он разбивает топором дверь комнаты, где находилась его жена. Дэвид плачет при этом воспоминании. Перед смертью Эдит просит возницу освободить Дэвида. Но тот не соглашается и забирает Дэвида с собой. Он узнает, что его жена собирает отравиться. Сломленный печалью, он просит возницу пощадить ее. Искренность его раскаяния приводит к тому, что обещания принимаются на веру, и в тот же самый момент возница исчезает, а Дэвид оказывается рядом с женой и детьми. Ему не остается ничего другого, как просить у них прощение…
Все шведские фильмы немого периода (1915-1923) испытали на себе влияние немецкого экспрессионизма. В шведском кинематографе определяющими были два направления: фантастика и романтичный мистицизм. В то время, как экспрессионизм создавал экранный образ с помощью декораций, странной архитектуры, эмоциональной игры актеров, шведы использовали силу реализма с большой строгостью, почти полным отсутствием искусственности и особенно грима. Особенно это заметно при показе пути из мира мертвых в мир живых. Готовясь снимать фильм, Виктор Сьестрем переоделся в нищего и бродил среди бедноты и нищеты в Стокгольме. Ингмар Бергман считал этот фильм одним из лучших в истории шведского кинематографа.