В
21 веке в Детройте во весь рост встала проблема роста преступности. Чтобы
как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, доктор Дик Джонс изобретает военизированный
механизм ED-209, изысканный и практически неуязвимый. Но полиция не спешит
складывать оружие. Доктор Леон, в ответ придумывает робота-полицейского.
Для этой цели он использует тело молодого полицейского Алекса Мерфи, недавно
убитого бандитами. Робот-полицейский с успехом приступает к исполнению
своих обязанностей, заложенных в мозге-компьютере. Но постепенно к Мерфи
возвращаются обыкновенные человеческие чувства, а вместе с ними и память.
Он теперь знает, кому и как должен отомстить за свою смерть. Робот-полицейский
мстит преступникам, очищает город от бандитов и убивает доктора Джонса,
который выставляет против него заброшенного робота ED-209…
Картина смахивает на стандартные комиксы с героем типа Капитан Америка,
использует все достижения технического прогресса, многочисленные спецэффекты,
и отличается крайней насыщенностью насилием. Сам робот, состоящий из трупа
и электронного механизма, наталкивает на мысли о кинематографическом Франкенштейне.
Фильм имел большой коммерческий успех и было снято два продолжения, от
картины к картине становившихся все слабее и слабее, и в конце концов
опустившись чуть ли не до уровня телесериала. Бюджет фильма составил всего
13 миллионов долларов, а собрал он в прокате США 53, 5 миллиона и еще
24 миллиона выручил за право использования на территории США. Журналистика
любит убийства, смерти и войны, репортеры с нескрываемой радостью готовы
писать или рассказывать о человеческих невосполнимых потерях, о том, что
для кого-то из представителей человеческого рода эта короткая миссия на
этой планете уже закончилась, больше никогда и ни в каком состоянии его
личность, индивидуальность не воплотиться в материальной форме на Земле.
Но для них убийства и войны только источник заработка. Так вот это фильм
из серии «убить ради удовольствия», не задумываясь о всем вышесказанном.
Своеобразная пародия на жестокость и насилие американского кинематографа,
а также сатира на правительство Рональда Рейгана, когда неизмеримо возросла
роль государственных и корпоративных учреждений. Первая картина голландца
Поля Верховена в Америке. Одно время на главную роль претендовали Майкл
Айронсайд, Том Беренджер, Лэнс
Хенриксен и Арнольд
Шварценеггер. Костюм робота, изготовленный Робом Боттиным (цена которого,
кстати, превышала 500 тысяч долларов), был настолько жарким, что Питер
Уэллер каждый день съемок терял больше 1 кг. веса, после чего в костюм
ставили кондиционер. Идея фильма пришла в голову сценаристу Эдварду Ньюмейеру
после посещения съемочной площадки картины «Бегущий
по лезвию бритвы» (1982). Сцена взятия в заложники мэра и его сотрудников
основана на реальном случае, когда бывший сотрудник мэрии Сан-Франциско
Дэн Уайт хотел получить свою должность обратно. Всего в картине 30 трупов.
Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть Джонатан Каплан,
но он предпочел фильм «Проект Икс» (1987).
Также от режиссуры отказался Алекс Кокс ради собственной картины «Прямиком
в ад» (1987). Интересно, что к рекламной компании картины на VHS был привлечен
бывший президент США Ричард Никсон, которому заплатили 25 тысяч долларов,
отданные им на благотворительность. В калифорнийском городке Сакраменто
в зрительный зал кинотеатра, где демонстрировался этот фильм, в темноте
проник человек, подозревавшийся в ограблении. Картина так увлекла его,
что он не заметил, что окружившая кинотеатр полиция эвакуировала всех
зрителей, что он обнаружил, когда в зале зажегся свет по окончании картины.
Полиция легко задержала подозреваемого. Сесть в режиссерское кресло этой
картины Поля Верховена убедила его жена, в то время, как Верховен отбросил
сценарий после прочтения нескольких страниц. Актеру Кертвуду Смиту («Убийство
в Техасе», 1981; «Вспышка»,
1984; «Рэмбо-3», 1988; «Общество мертвых поэтов»,
1989; «Оскар», 1991; «Звездный путь-6»,
1991; «Крепость», 1993; «В
осаде-2», 1995; «Последний
из племени людей-псов», 1995; «Сломанная
стрела», 1996; «Время убивать», 1996;
«Столкновение с бездной», 1998)
специально дали очки с простыми стеклами, чтобы он стал похожим на Генриха
Гиммлера. Картина получила «Оскар» за лучший монтаж звуковых эффектов,
а номинировалась за лучший монтаж и звук. На международном кинофестивале
в Аворьязе картина получила
специальный приз и приз за лучшие спецэффекты. На кинофестивале в Ситгее
картина получила приз за лучшую режиссуру и номинировалась на Гран-при.
Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила
картине свой приз «Сатурн»
за лучшую режиссуру, сценарий, грим, спецэффекты и как лучшему фантастическому
фильму года, а номинировала за лучшие костюмы, актера и актрису (Уэллер
и Аллен). Британская киноакадемия номинировала фильм на свой приз «BAFTA»
за лучшие спецэффекты и грим. Первоначально играть подругу робота-полицейского
должна была Стефани Цимбалист («Пробуждение»,
1980), но она сделала выбор в пользу телесериала «Remington Steele» (1982-87).
Оружием робота-полицейского была модифицированная «Beretta M93R». Визуальными
эффектами занимался Джо Мартин («Битлджус»,
1988; «Дракула», 1992; «Игрушки»,
1992; «Ценности семейки
Аддамс», 1993; «Никсон», 1995; «Звездный
десант», 1997; «Лейк-Плесид»,
1999; «Шестой день», 2000).