Фильм повествует о борьбе четырех гонщиков-вымышленных
пилотов Формулы-1, за титул чемпиона мира в сезоне 1966 года. Жан-Пьер
Сарти-француз, бывший двукратный чемпион мира, который близок к завершению
карьеры. Пит Эрон-американец, который был уволен из команды за инцидент
между ним и его партнером по команде Стоддардом во время гонки в Монако.
Скотт Стоддард-шотландец, попавший в тяжелую аварию, но сумевший восстановиться
и вернуться в гонки по ходу сезона. Нино Барлини-итальянец, многообещающий
новичок…
Неплохой фильм для любителей автогонок. Из 32 профессиональных гонщиков,
участвовавших в съемках этого фильма, 7 человек погибли в течение следующих
10 лет. Во время съемок драматического эпизода проезда объятой пламенем
машины по трассе зрители никак на это не отреагировали. Помощник режиссера
объяснил Франкенхаймеру, что у них традиционный вечерний чай. Тогда Франкенхаймер
приказал помощнику во время второго дубля взорвать машину с чаем для получения
нужной реакции толпы зрителей. Это сработало: толпа, увидев не только
объятый огнем болид, но и взорвавшийся фургон с продававшимся чаем, громко
взвыла. Картина получила «Оскар» за лучший монтаж, звук и монтаж звуковых
эффектов. Интересно, что во время съемок гоночных сцен Джеймс Гарнер сидел
за рулем болида и лично гонялся с профессионалами. А вот Ив Монтан испугался
скорости машины, которая доходила до 130 миль в час, поэтому предпочел
дублера. Джеймс Гаргнер был слишком высок для гоночного болида, поэтому
сиденье внутри удалили, и актер сидел просто на полу с подложенным матом.
Интересно, что Брайан Бедфорд и Антонио Сабато до этого фильма вообще
никогда не водили машину. Из четырех главных исполнителей только Бедфорд
не гонялся специально для съемок в болиде. Первоначально главную роль
должен был играть Стив Маккуин, но он не сошелся во взглядах с продюсерами
и режиссером. После чего четыре года не разговаривал со своим хорошим
другом и соседом району Джеймсом Гарнером. Дизайн шлема Брайана Бедфорда
принадлежал будущему трехкратному чемпиону мира по гонкам Джеки Стюарту,
который тогда выступал в гонках Формулы-1 только второй год. Интересно,
что главную женскую роль должна были играть шведка Харриет Андерсон («Фанни
и Александр», 1982), но по требованию Джеймса Гарнера без публичных объяснений
была заменена на Еву Марию Сейнт. Первый цветной фильм режиссера. Интересно,
что Тоширо Мифуне, родившийся в 1920 году в Китае от родителей-японцев,
во время Второй мировой войны был пилотом самолетов-фотографов. Это его
первый голливудский фильм. По слухам, Мифуне отклонил роль в бондовском
фильме «Ты живешь только дважды» (1967) ради этой картины. Бюджет фильма
составил 9 миллионов долларов. На роль претендовал и Пол Ньюман, также
заядлый гонщик-любитель. Роль Луизы Фредериксон отклонила Моника Витти.
Роль Нино Барлини отклонил Жан-Поль Бельмондо. Джессика Уолтер и Антонио
Сабато номинировались на «Золотой глобус» как самые многообещающие актеры-новички.
На съемочной площадке в разных качествах присутствовал молодой Джордж
Лукас.
Из журнала «Искусство кино». Это фильм, сполна отвечающий своим уверенным,
лощеным и в то же время не кокетливым техницизмом избранному предмету.
Он-об автогонках. Если вам скажут-ас экрана вам то и дело пытаются это
говорить-что не о гонках, а о гонщиках, не о машинах, а о людях, о выверенном
мощном, однообразно усиливающемся реве моторов, а о неровном и живом биении
человеческих сердец-не надо верить. И если вам скажут-ас экрана вам то
и дело пытаются это говорить-что главное тут не поразительный эффект вашего
зрительского присутствия при стремительных и монотонно виртуозных виражах
ярких, низко распластанных машин, не то, как этот фильм завладевает вами
физически, то вжимая вас в ваше кресло, то почти выбрасывая вас из него,
когда машина срывается с трека, крутится бешеным волчком, сминая сама
себя в падении, а что главное здесь-разоблачение безнравственной индустрии
буржуазного спорта, напористого и бесчеловечного тщеславия одних и опустошенной
измотанности других-тоже не слишком верьте. Социология и психология тут
опять же технически необходимы-они заполняют нейтральное время вашего
зрительского отдыха от гонки до гонки, от катастрофы до катастрофы, от
финиша до старта. Джон Франкенхаймер снял свой большой, безупречно отработанный
фильм для мужчин, так же не смакуя пластик, нитролаки, насыщенность красок
и конструктивную красоту современных технических форм, всю эту устойчивую,
прочную новизну окружающего современного человека мира механизмов, как
не смакует, не разглядывает он переломанное человеческое тело. Во всем
привычность, отлажснность-катастрофа предусмотрена, ее ждут, чтобы в считанные
минуты к разбитой машине примчалась идеально натренированная дорожно-медицинская
команда, бинты и лубки будут наложены так же быстро, как быстро будет
убрана куча искалеченного металла-кажется, что делают то и другое одни
и те же служащие. Если в фильме есть внутренняя мысль, то пульсирует она
именно здесь. Фильм о гонках, о скорости. И снимая толпу автодрома? Франкенхаймер
снимает людей, ими завороженных. Гибель воспринимается публикой на трассе
только как что-то лишнее, как тормозящий лишний эпизод в драматургии скорости.
Такое в чем-то тревожнее, чем даже жажда крови. В «Большом призе», где
главное-автомобили и широкоформатная камера, научившаяся всеумеющей подвижности
и бешеной быстроте, приглашены играть два знаменитых актера-Ив Монтан
и Тоширо Мифуне. Это не только два артиста разных школ, но и два противоположных
понимания природы картины. Ив Монтан делает свое дело, не обольщаясь,
выкладываясь ни на йоту больше того, чем это требуется. Монтану прекрасно
известно, что психологизм здесь-на ролях прокладки, и вся история любви
стареющего гонщика Сарти к американской журналистке, как и его философия
усталости-всего лишь соединительная ткань. Тоширо Мифуне потрясает своей
художественной правдой и своим личным актерским чистосердечием, с каким
он гениально делает ненужное тут. С его инженером-самураем в картину Франкенхаймера
приходит та поразительная емкость жизненного реализма, которая объективно
прекрасна, но здесь ни к чему.