Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Гражданская
война в США. Дом фермера из Миссури Джоси Уэйлса сожжен мародерами из
отряда Террилла, воюющими на стороне северян; его жена и сын убиты. Горя
желанием отомстить за них, Джоси Уэйлс вступает в партизанский отряд Кровавого
Билла. После окончания войны Флетчер, сменивший Кровавого Билла во главе
отряда, убеждает людей сдаться, чтобы попасть под амнистию. Так они попадают
в ловушку: стоит им сдать оружие, как северяне расстреливают их, как котят,
из пулеметов. Джоси Уэйлс-единственный, кто не хотел сдаваться-разворачивает
пулемет в сторону предателей. Он решает пробиваться к индейцам. Вместе
с ним уходит Джеми, молодой солдат, уцелевший после гибели отряда. Уэйлс
ждет, пока преследователи погрузятся на паром, перебивает канат метким
выстрелом из карабина и пускает их по воле волн. Затем убивает двух охотников
за головами, прельстившихся обещанной за него наградой. Джеми переживает,
что они не успевают похоронить убитых, на что Уэйлс лаконично отвечает:
«Рыбам и червям тоже что-то надо есть». Вскоре после этого молодой человек
умирает от ран. Уэйлс встречает старого, мудрого и лукавого индейца из
племени чероки по имени Одинокий Уэйти. Вместе с ним Уэйлс идет в Мексику,
где стоят части генерала Шелби. На почтовой станции он спасает индейскую
девушку из рук двух белых мужчин, которые хотели отправить ее на панель.
Они узнают Уэйлса и пытаются схватить его ради вознаграждения; Уэйлсу
приходится их убить. Девушка идет за Джоси Уэйлсом и Одиноким Уэйти; также
к ним прибивается бродячий пес. В городе Уэйлса опять узнают; он убивает
четырех солдат-северян и спасается бегством. Вместе со спутниками он переходит
пустыню и встречает несчастную семью беженцев из Канзаса, с которыми уже
сталкивался раньше. Почти всю семью перебили команчеро (спекулянты, торгующие
с индейцами), и Уэйлсу удается спасти только двоих: бабушку и внучку Лору
Ли. У мексиканской границы в городишке Санта-Рио, пустующем с тех пор,
как иссякла местная золотая жила, путешественники находят ранчо, принадлежавшее
погибшему сыну старушки из Канзаса. Старушка отдает его своим спутникам,
и ее тут же располагаются в доме. Там они готовятся отразить атаку команчей.
Но в последний момент Уэйлс отправляется на переговоры с вождем по имени
Десять Медведей, и тот соглашается на условия перемирия. Уэйлс возвращается
на ранчо и сообщает новость друзьям, а ночью собирается уйти по-английски.
Но сталкивается лицом к лицу с Терриллом, который идет за ним по пятам.
Уэйлс ранен, но ему удается проткнуть Террилла его собственной шпагой,
пока новые обитатели ранчо яростно сражаются за своего друга до полной
победы над врагом. В баре Санта-Рио Флетчер, сопровождавший Террилла,
делает вид, будто не узнал Уэйлса, и дает ему понять, что не собирается
больше его преследовать. «Все мы погибли на этой войне»-говорит Уэйлс.
Он возвращается к друзьям, к своей новой семье, чтобы возделывать землю,
как в прежние времена…
Большинство фильмов, снятых Клинтом Иствудом, интересны, и сам он за время,
прошедшее с выхода его первой картины («Сыграй
мне Туманно», 1971), показал себя одним из лучших современных американских
режиссеров. Пока что этот фильм-самый содержательный и совершенный его
фильм, заметно выделяющийся в кинематографе 70-х годов. Он обладает двойственной
природой индивидуального приключения и поразительного масштабного полотна,
где в хаосе послевоенного времени показан огромный поток мигрантов, кочующих
внутри страны из штата в штат, спекулянтов всех мастей, безработных и
нищих, которые идут в охотники за головами, чтобы прокормиться. В центре
этого полотна-легендарный Джоси Уэйлс, фермер, потерявший все на войне
и объявивший себя вне закона. Он поневоле оказывается во главе небольшого
отряда «неудачников», состоящего из маргиналов, индейцев и бродячих псов,
которые по воле режиссера быстро завоевывают безоговорочную симпатию зрителей.
Этот увлекательный фильм лишен ненужной сентиментальности и пропитан необычной
интонацией: смесью жестокости и гуманизма. Завязка сюжета отдаленно напоминает
«Полет стрелы». Человек, сражавшийся в гражданской войне на стороне проигравших,
питает отвращение к победителям и уходит на индейские земли. Но если Род
Стайгер, герой Самюэля Фуллера, тянулся за невозможным, руководствовался
губительным, трагичным и жалким позывом изменить собственную личность
и природу, Джоси Уэйлс стремится отомстить, изгнать призраков прошлого
и прийти к внутренним переменам, и это ему прекрасно удается. Все дело
в том, что Джоси Уэйлс по своему характеру-закоренелый реалист и всегда
верно оценивает границы возможного. В душе он одиночка, абсолютный индивидуалист
и не спешит примкнуть ни к какой определенной социальной или расовой группе,
однако поневоле оказывается окружен последователями, которые видят в нем
надежного спутника и защитника. Но одним лишь реализмом не исчерпывается
вся глубина персонажа, поскольку в его физической силе, граничащей с неуязвимостью,
и в силе духовной, граничащей с непогрешимостью, есть нечто божественное.
Это привычная черта героев, сыгранных Клинтом Иствудом; поэтому они переходят
границы рационального. Этот качественный скачок за пределы рационального
мира становится главной идеей другого вестерна Иствуда, «Бродяга с высоких
равнин» (1973). Что касается формы, Клинт Иствуд внимательно следил за
своими учителями. У Сержио Леоне, который «открыл» Иствуда, но отнюдь
не может с ним сравниться, он позаимствовал манеру растягивать время в
боевых сценах, придавая персонажу почти сверхъестественные качества. У
Дона Сигела он научился кропотливости и умелому нагнетанию напряжения,
которое растет от эпизода к эпизоду. Эти качества помогают придать цельность
фильму, чьи персонажи и сюжетные перипетии напоминают лоскутный ковер.
В самом деле, все они-обрывки Америки, разодранной в клочья, которая,
однако, позже сумеет собраться, восстановить свою цельность и вернуть
в свое лоно изгоев. Драматургия и режиссура фильма, как и сама его главная
мысль, стремятся к потерянному единству. Интересно, что картину начинал
снимать режиссер Филипп Кауфман, но потом его заменил сам Клинт Иствуд.
По слухам, замена произошла по той причине, что двое женатых мужчин повздорили
из-за исполнительницы главной женской роли Сондры Локке, которую пригласили
на ужин в один и тот же вечер. Локке в то время уже встречалась с Иствудом
(вплоть до 1989 года, но официально они никогда не были женаты), и это
была их первая совместная работа из шести. Это любимый собственный фильм
Клинта Иствуда. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую музыку. В
1996 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.